Путешествие длиной в одну тысячу миль и начинается, и завершается одним-единственным шагом.
(Китайская мудрость).
Имоу Чжан (Yimou Zhang) выступил автором сценария, режиссёром и продюсером фильма «Путь в тысячу миль» (2005 г. Япония-Китай).
Фильмы этого режиссёра неоднократно были отозваны с Каннского фестиваля по настоянию правительства Китая; Чжан Имоу обладатель премий Берлинского и Веницианского фестивалей за режиссерскую и актёрские работы, его фильмы были запрещены цензурой Китая к показу на родине. «Путь в тысячу миль» избежал этой участи и был удостоен Гонконгской кинопремии как "Лучший азиатский фильм".
Будучи молодым Чжан Имоу работал фотографом на прядильной фабрике и занимался художественным оформлением. Когда режиссёром фильма оказывается человек, который по совместительству еще профессиональный фотограф и оператор, то фильм просто обязан получиться, как минимум, красивым. А если к красивому и грамотно составленному видеоряду прибавить трогательный и грустный сюжет об отцовской любви, о человеческом одиночестве, прощении, о взаимовыручке людей, принадлежащих к разным культурам и говорящих на разных языках, - то сильное эмоциональное восприятие зрителем фильма обеспечено.
Таката – рыбак, живёт в Японии.
Его сноха просит приехать в город, в больницу навестить умирающего от рака сына, с которым они не общались много лет. Но Кен-Ичи (так зовут сына) не желает видеть отца.
Сноха передаёт Такате видеокассету, чтобы тот узнал, чем все эти годы жил его сын. А Кен-Ичи снимал передачи для японского телевидения о китайской культуре, и последняя неоконченная работа сына - о китайской опере театра масок.
Нелюдимый, неразговорчивый, никогда не улыбающийся, замкнутый мужчина решает снять на видеокамеру для своего сына спектакль под названием «Путь в тысячу миль», для чего едет в Китайскую провинцию Юаннань. По приезде Таката узнает, что певца, которого хотел снять на видео Кен-Ичи, посадили на 3 года в тюрьму.
Таката решает сделать все возможное, чтобы заснять оперу именно с участием этого певца, путь даже в тюрьме. Решить этот вопрос законным образом ему помогает китайский гид переводчик – девушка
и мужчина (я не поняла, кто он такой – вроде просто работал в том театре-масок).
В фильме есть еще и закадровый голос. Я вообще-то не люблю закадровый голос, когда зрителю как дауну объясняют что-то, что режиссер/сценарист не мог реализовать посредством диалогов и грамотной композиции фильма. Но тут закадровый голос был весьма в тему – это размышления Такаты о себе, об их взаимоотношениях с сыном.
Путешествуя по Китаю, Таката начинает понимать своего сына - то, чем тот жил, что любил.
И в качестве параллели взаимоотношений Такаты и Кен-Ичи в фильме появляется сюжетная линия: певец (тот, что в тюрьме) и его 8-милетний сын, которого этот мужчина никогда не видел.
Таката решает привезти певцу в тюрьму мальчика, чтобы тот увидел сына.
Во время путешествия с мальчиком до тюрьмы Таката привязывается к ребенку; мужчина сравнивает этого мальчика, который никогда не видел своего отца, со своим сыном, которого сам Таката не видел столько лет.
Таката приехал в Китай в надежде снять на камеру притчу «Путь в тысячу миль», ему помогали незнакомые люди, они отнеслись к нему с сердечностью и пониманием.
А сам он невольно оказался человеком, который помог певцу осознать, что это такое, когда у тебя есть сын, которого ты бросил…
Фильм очень добрый и цепляет за душу. Концовка оказалась абсолютно не такой, какую я ожидала (это всё дурацкие американские штампы сидят в голове. Мол, раз в завязке фильма была показана цель главного героя снять спектакль для сына, то он должен снять спектакль, и сын должен увидеть это).
Очень красивые съемки природы Китая и Японии, душевный саундтрек, правильно расставленные моральные акценты – путь даже кое-где выпукло.
Очень хороший фильм.