год 2007
страна Франция, Швейцария
слоган «Приготовьтесь к настоящему кошмару!»
режиссер Ксавьер Генс
сценарий Ксавьер Генс
продюсер Люк Бессон, Хьюберт Бролт, Эрик Гароян, ...
оператор Лоран Барес
композитор Жан-Пьерр Тайеб
Кратко пересказать фильм можно именно так: фу, бля. Чуть подробнее - фуууууу, бляааааа.
После просмотра остался непонятным, собственно говоря, сам смысл фильма, т.е. тот внутренний посыл, который авторы хотели донести до зрителя. (Схожее ощущение возникает при чтении многих креативов на удаффкоме – ни смысла, ни настроения – одна бессодержательная лабуда).
А ведь если мы обратим наши взоры на корифеев жанра ужасов, нам станет абсолютно ясно, что внутренний, скрытый и глубокий смысл присутствовал всегда. В «Челюстях», например, он состоит в том, что нехуй плавать в море, в котором водятся акулы. Чем не глубокий смысл?
В том же культовом «Чужом» смыслов аж два: смысл первый и более очевидный – нехуй совать свой нос в чужие яйца. Весь фильм демонстрирует нам, насколько это неблагодарное занятие. Смысл второй – за милой женской внешностью скрывается существо, более опасное, чем злобный инопланетный монстр с кислотой вместо крови. Ну, хуле сказать, на то она и классика жанра: сами видите, фильм буквально насыщен смыслом.
Название фильма двойственно: с одной стороны место действия – захолустье на границе Франции и Голландии. С другой – события фильма лежат за пределами обычной логики и здравого смысла. (Правда, исходя из этого, фильм следовало бы назвать «Далеко за границей»).
Долго рассуждать о сюжете так, чтобы не раскрывать его (и тем самым сохранить у читателя интерес к просмотру) невозможно. Поэтому буду краток: в фильме полным-полно крови, грязи, жестокости, страха, отчаяния и трупов. Главные герои, в своей обычной жизни – преступники, сталкиваясь с чудовищной злобой и жестокостью, демонстрируют такие человеческие качества, как сострадание и взаимовыручку.
Когда выяснилось, что безумные кровожадные маньяки – немецкая семья, сразу вспомнилась сцена из «Пятого элемента»: когда инопланетяне в самом начале появляются в пирамиде, охуевший археолог спрашивает их: «Вы что, немцы?». (Либо это просто странное совпадение, либо Люк Бессон питает конкретное отвращение к «истинным арийцам»).
К слову, я так и не понял, почему семейство немецких мигрантов ведёт себя во Франции так безобразно. Наличие в подсобном хозяйстве стада свиней позволяет предположить, что семье не грозила голодная смерть, и людоедством они занимались по каким-то другим, так и нераскрытым, причинам.
Если глава семьи внешне похож на «истинного арийца», то сыновья его заставляют усомниться в чистоте крови: ведь не могла же природа допустить оплошность три раза, а все три его выглядят очевидными полудурками – каждый по-своему (интересно, а не могли ли быть тому виной гастрономические предпочтения папаши?). Кстати, физические размеры, по крайней мере, двоих из сыновей наводят на мысль, что любимые чада в детстве и отрочестве тоже отнюдь не вегетарианствовали.
В сетевых обзорах фильм сравнивается с «Хостел 2». Мне же лично кажутся очевидными параллели с «Шайтаном», в котором, пожалуй, меньше мяса и крови.
Трудно рекомендовать подобный фильм к просмотру, трудно выставить ему оценку в баллах. По мне, подобный уровень жестокости может быть оправдан только каким-то глубоким внутренним содержанием (ну, к примеру, такое уместно в фильмах с реалистичным отображением военных действий). Фильмы же подобные Границе, вызывают ощущение, что чрезвычайно жестокий визуальный ряд ставился создателями фильма гораздо выше, чем сюжет или смысл.
В завершение, несколько перефразируя кэрролловскую Алису, хочется сказать: существуют такие падонства, в сравнении с которыми ваши падонства могут выглядеть не такими уж и падонистыми. (Это как с хуем: вы можете долго пребывать в блаженном неведении и (наслушавшись сказанных вашими подругами в сексуальной горячке комплиментов) считать своего «стойкого солдатика» самым большим и крепким на свете, но в один прекрасный день вы лицезреете в неприличном фильме какого-нибудь чёрного жеребца и, с внезапно появившимся на лице выражением лёгкого охуевания, хватаетесь за голову, потом за хуй, потом за линейку, потом что-то прикидываете, глядя на экран и бормоча себе под нос что-то невнятное, снова и снова сверяете пропорции, после чего стыдливо прячете линейку подальше, опять хватаетесь за голову и, наконец, решаете никогда не показывать этот фильм подруге).
Это я всё к тому, что, единственное зерно истины, которое демонстрирует нам фильм, если содрать с него (как с трупа кожу) всю его мерзкую мишуру – это (если так можно выразиться) относительность злодеяний. Если в начале фильма парни ведут себя как отморозки (между прочим, по отношению друг к другу тоже), то, попадая в лапы к действительно полным чудовищам, меняются, буквально преображаются сами, понимая, сколь велика разница между их собственными юношескими выходками и злом, с которым они столкнулись.
Кстати, рискну предположить, что человека, прошедшего через такой ад, ждёт психушка, в лучшем случае – на некоторое время.
ПС Бытует мнение, что написание креативов более творческое занятие, требующее от авторов бОльших творческих способностей, чем требуется для написания обзоров. Мнение в корне ошибочное, как и большинство стереотипов. Сами судите: большая часть креативов просто бессодержательна, ещё часть – это выдуманные истории (иногда, впрочем, забавные), некоторые содержат в себе заведомо провокационные утверждения или вопросы (т.н. каменторезки). Ну и совсем небольшое число – это действительно толковые, остроумные или стёбные опусы. Отдельно можно отметить креосы людей, в силу своей профессии или жизненных обстоятельств повидавших что-нибудь интересное и сумевших талантливо изложить увиденное в письменном виде. (Примеры навскидку: камрад Кирзач, в креативах которого всегда присутствуют внутренняя порядочность и позитивность. Другой пример – камрад Бывший, по какой-то причине отложивший перо – на время, надеюсь).
На самом деле качественный обзор – это тот же креатив, только на определённую тему (в отличие от многих креосов совершенно без темы и смысла). Яркий и свежий пример – обзор фильма
«Глаз» камрада Ё, бля (фамилия такая (с) кот Матроскин) – образец качественного обзора в истинно удаффкомовском духе.