Название: Враги
Режиссер-постановщик, автор сценария: Мария Можар
Продюсер: Алексей Учитель
Оператор-постановщик: Александр Смирнов
В ролях: Юлия Ауг, Елена Валюшкина, Ольга Антропова, Геннадий Гарбук
Жанр: Военная драма
Производство: Беларусь-Россия
Год: 2007
Благими намерениями вымощена дорога в Ад. С такими же намерениями молодой режиссер Можар решила снять свое дебютное кино про войну. Тема была выбрана интересная – жизнь простых беларуских селян при немецкой окупации. Причем немцы были не из СС (хотя какие там немцы – каклы и лабусы уебищные), а из Вермахта, простые парни в форме, коих страна призвала исполнять воинский долг. Правда здесь есть свои подводные камни, о которых будет ниже.
Фильм, сними его более опытный режиссер, должен бы был получиться хороший, но у Марии вышло где то на троечку. Можно учесть, что она только начинает и опыта никакого, можно даже сказать, что и тема то скользкая. Но! Но откровенную халтуру и грубые ляпы, моя нежная зефирная душа и обостренное чувство прекрасного, не способны перенести. Не можешь осилить тему – не порти.
Во-первых: Какого хуя жители беларуской деревни разговаривают на русском языке? Без, блядь, акцента! Это сороковые годы! Там все разговаривали на беларуском, и сейчас (особенно в Западной Беларуси) разговаривают, иногда на т.н. «трасянке», но не на чистом русском. Машенька, ты наверное настолько урбанистическая девушка, что и корову живую первый раз увидела в Швейцарии (хотя на ул.Орловского, возле озера, в Минске я несколько раз самую настоящую корову лицезрел). Матчасть следовало бы подучить, прежде чем дело делать. Нелепо, если уж все говорят по-русски, выглядит персонаж Гарбука, с его беларусизмами в речи. А еще более нелепо – беларуские народные песни на мове, которые распевают деревенские бабы на пьянке. Если фильм снимался для российского массового зрителя, то стоило бы вообще мову убрать. Еще, по поводу матчасти, отдельный минус за военную форму.
Во-вторых: сюжетная линия сразу раскручивается правильно, с постоянным набором скорости. Но апогей получился слишком мудреным и символичным. Я понимаю, модно блеснуть своим интеллектом и образностью мышления. Но фильм массовый – это раз. Интеллект нужно уметь грамотно преподносить – это два. А иначе получается снобизм. А к самому финалу действие вдруг приобретает просто космические скорости. Складывается впечатление, что Можар снимала-снимала, а тут пришли завхоз и финансовый директор картины, сказать, что пленка и бюджет заканчиваются.
В-третьих: С какой помпой пиарили этот фильм. Даже кинофестиваль «Лiстапад» в Минске его поставил на открытие. А фильм то хуйня. Не знаю, был ли он в конкурсе, но точно слышал – что картина вышла в глазах жури провалом. Пиар, для начинающего – вещь хорошая. Но нести в массы с таким шумом стоит достойные вещи. Что люди то подумают? Кто следующий раз денег на картину даст? А интервью Можар – я вообще охуел. Чуть ли не пророка из себя строит. Блевал, когда по телеку зырил. Заслуг никаких, а туда же. Причем это к кинокартине? А при том, что это было одно из средств продвижения фильма к зрителю.
В-четвертых: тема молчаливого (и не очень) противостояния моих земляков и оккупантов раскрыта слабо. Много полумер в творческом решении. Как то все получается недосказано. А с учетом того, что, как я говорил выше, фильм массовый, это не есть хорошо. Описывая мной ранее «Оккупация. Мистерии» обладает мощным зарядом сюжетной энергетики, а «Враги» это так – «обычная соляная батарейка».
Ну и пункт пять: Основная идея фильма сформулирована размыто и невнятно. Уж слишком хорошими, не вызывающими отвращения показаны немцы. Где агитпром и идеология? Это я могу ту рассказать, как немецкий военный врач лечил мою прабабку; как моей бабушке, после рождения моей же матери, немцы выдали усиленный паек, несмотря на то, что была она жена советского офицера; как командир немцев, который расквартировался в нашей хате, увидев на столе партизанскую газету, скомкал и выбросил ее в печь, со словами: «Матка, не делай больше таких глупостей, в соседней деревне СС». Но у фильма, идущего в массы должна быть четкая идея, не противоречащая государственной политике на этот счет. И если уж фильм называется «Враги», значит и немцы должны были быть врагами – самоуверенными захватчиками. А так, получилась банда плаксивых толерастов. Я понимаю, афтор хотела показать, что и среди них были люди. Но они солдаты, и продлись оккупация подольше, возьми они Москву, дойди до Урала – эти же «человекоподобные» солдаты, вместе с выродками из СС, кинулись бы уничтожать намеченные 75% беларусов, дабы расчистить пространство для немецких колонистов. Еще раз повторю – я могу сказать много лестного о солдатах Вермахта, но все равно понимаю – они враги. А если фильм посмотрит отмороженный пэтэушник, то в голове его может созреть идея: «А сейчас бы пиво баварское пили». Четче надо выражать свою мысль, Мария.
В общем, фильм получился слабый. Рекомендовано только фанатам военных фильмов. Посмотреть можно, но те же «В августе 44-го», «Звезда» и даже попсовая «На безымянной высоте» смотрятся на порядок выше и качественнее. Можар – с дебютом, хули.