Признаться, смотрел не слишком много работ этого режиссера. И вот, вчера посмотрел этот фильм. И ПОНЯЛ. То, что сам давно генерировал в своем убогом, по сравнению, с этим мастером, мозгу, но не мог внятно выразить. Честно сказать, сей ШЕДЕВР просто стал откровением, как для меня, так и для не менее (а может, и более) умной и опытной в житейских и вумственных вопросах, моей любимой супруги.
Вкратце фабула: молодая красивая девушка из аристократической семьи крутого гангстера 30-х годов прошлого столетия в результате ссоры с отцом-бандитом попадает в маленький городок Догвиль. Бежав от властного и "высокомерного" отца, который, кстати, ее ищет, она знакомится с нравами, бытом и характерами "людей" (именно так, в кавычках, позволю себе это слово написать) этого американскаго городка. Она в буквальном смысле проходит через ад. Эти подобия людей заставляют выполнять ее самую тяжелую работу, нисколько не нужную как ни им самим, так и этой очаровательной мечтательнице. В конце фильма эти жители не выдерживают ее милого и доброго характера и вызывают этих самых бандюг во главе с ее отцом, конечно, вовсе не надеясь (а как же иначе? - ведь они весьма "достойные" деревенские люди) на обещанное им весьма немалое вознаграждение. И - они его получают: Николь Кидман (в образе своей героини) самолично убивает выстрелом в голову своего "возлюбленного", "народнаго философа-пейсателя" (который, к слову, ничего пока не написал, поскольку он все мечтает, придумывает сюжеты своих будущих, конечно, гениальных, произведений. Ну как тут не вспомнить незабвеннаго Васисуалия Лоханкина с его "Трагедией русскаго либерализма" и "Ролью в русской революции"?). А весь город вместе с его жителями гангстеры просто палят. Жителей предварительно расстреляв из модных в те времена "томпсонов". Весь фильм просто полон умнейшими закадровыми комментариями, думается, написанными самим Триером. И ведь что удивительно - эта юная девушка, мечтательница, почти пацифистка, любящая всех без исключения двуногих, прощающая им все акты насилия (в том числе и сексуальнаго) с их стороны, в две минуты, поговорив в машине с отцом в конце фильма, причудливо трансформируется в холодную, циничную убийцу.
Мне пришла в голову мысль: а многие ли отпрыски славных русских дворянских родов в 1917-21 годах прошлого века смогли бы выдержать подобное от рабоче-крестьянского быдла? И многие ли выдержали? Мой ответ: нет.
Впрочем, не надо думать, что жители данного городка (а в их лице и все рабочее крестьянство всего Земного шара) не имеют человеческих черт, своих слабостей, каких-либо положительных сторон, тонких движений души, которые, как правило, людям подобных социальных групп несвойственны. Нет, конечно нет. Скажем, один из них иногда (раз в неделю) ходит в бордель к проституткам, имея под боком "красавицу" жену и пятерых детей. Другая вовсю цитирует Священное Писание, видимо, сама не всегда понимая смысл отдельных фраз в нем. Словом, типичная деревенская, спокойная, милая, уютная жизнь. Одно только не совсем понятно: почему героиня Николь Кидман так поздно понимает сущность этих человекообразных? Почему так поздно? Мне лично это (с помощью хороших учителей - людей и событий) стало понятно лет так в 15-16. Моей супруге еще раньше. Вот это просто загадка. Или я дурак?
Вообщем, главная фраза фильма, думается, сказана самой героиней, которую гениально играет Николь Кидман (кстати, у меня есть сомнения, понимала ли она в достаточной мере - сама Николь - тот образ, характер того персонажа, которого так гениально сыграла?). Эта фраза банальна, как подростковый онанизм: "НЕУЖЕЛИ ТАК ТРУДНО БЫТЬ ПРОСТО ЛЮДЬМИ?" Обидно только одно: что вот, Николь Кидман, в лице своей героини, это поняла, а убиенные ей и бандитами жители этого уютного городка - НЕТ. И - думаю - никогда не поняли бы. И не поймут. Вот так. Хорошо об этом сказал дворянин Булгаков устами своего героя профессора Преображенскаго : "Ну, милейший, говорить - это еще не значит БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ".
Аналогичные героине "Догвиля" унижения пришлось вытерпеть Марине Цветаевой. В мемуарном очерке "Вольный проезд" Марина Цветаева рассказывает о том, как в сентябре голодного 1918 года она отправилась в Тульскую губернию выменивать мыло и ситец на муку, пшено, сало. Она остановилась в доме, где жили красноармейцы-продотрядовцы, приехавшие из Петрограда. Идут реквизиции. Продотрядовцы разбойничают, выжимают из людей последние соки, народ стонет. Реквизиторы - командир продотряда Иосиф Каплан ("еврей, хам, коммунист с золотым слитком на шее"), его жена ("наичернющая евреечка, обожающая золотые вещи и шелковые материи"), сотоварищи - Левит, Рузман, какой-то "грузин в красной черкеске" и др. Жена командира говорит: "Иося прав, не может народ больше томиться в оковах буржуазии. Иося мечтает сорвать колокола с сорока сороков московских церквей, чтобы перелить их в памятник Карлу Марксу". Затем следует "мытье пола у хамки", т.е у "наичернющей евреечки", которая все сделала, чтобы появилось "чувство, что я определенно обращена в рабство". Далее Марина Цветаева излагает разговоры о том, что ЧК возглавляет жид Урицкий, скорбит об убиенном императоре и шлет проклятия Его убийцам. Всем советую прочесть эти мемуары.
Не эти ли унижения послужили вдохновением для Марины Цветаевой, написавшей такие строчки:
Корнилов
...Сын казака, казак...
Так начиналась - речь.
- Родина. - Враг. - Мрак.
Всем головами лечь.
Бейте, попы, в набат.
- Нечего есть. - Честь.
- Не терять ни дня!
Должен солдат
Чистить коня...
4 декабря 1917. Марина Цветаева.
Дон
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон:
Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.
24 марта 1918. Марина Цветаева.
* * *
Это просто, как кровь и пот:
Царь - народу, царю - народ.
Это ясно, как тайна двух:
Двоя рядом, а третий - Дух.
Царь с небес на престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.
Царь опять на престол взойдет -
Это свято, как кровь и пот.
24 апреля 1918 г. Марина Цветаева.
* * *
Белизна - угроза Черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом - а лилией в щите!
Белизна! Нерукотворный круг!
Чан крестильный! Вещие седины!
Червь и чернь узнают Господина
По цветку, цветущему из рук.
Только агнца убоится - волк,
Только ангелу сдается крепость.
Торжество - в подвалах и в вертепах!
И взойдет в Столицу - Белый полк!
25 мая 1918 г. Марина Цветаева.
С чем и остаюсь, Ваш Зелятор.
П.С. Смотреть и читать всем думающим людям