Реж. Кира Муратова
В ролях – Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова, Алла Демидова
154 мин.
Официальный сайт фильма:
http://www.pgmfilm.ru/nastroi.html
Рекламный ролик:
http://www.pgmfilm.ru/mp3/320.avi
Андрею постоянно не хватает бабла. Он – безработный, бомжует на каком то чердаке и подрабатывает мелкими аферами. Он по уши влюблен в манерную, изнеженную блондинку Лину, на которую нужно очень много бабла, а честным путем его хрен достанешь. Однако Андрею подворачиваеца замечательная возможность срубить лавэ быстрым способом - у богатой вдовы Анны Сергевны расстроился рояль и она ищет настройщика. Андрей приходит в дом ко вдове по объявлению и начинает хитро втираца в доверие ко ней и ее лучшей подруге Любе. Неспеша отстраивая рояль, он подстраиваеца под них самих, нащупывая человеческие слабости этих двух женщин, чтобы при первой возможности их обобрать.
Кира Муратова широко известна своими шизофреничными картинами, где герои очень эксцентричны и порой несут полный бред. В диалогах всегда заметна типичная фишка Муратовой, когда герои повторяют одну тупую реплику раз десять, словно попугаи. Во время этих монотонных эпизодов гораздо интересней фтыкать в фоновые диалоги и действия находящихся рядом олигофренов. Коллекция случайных шизоидов и даунов, как всегда, незабываема. Это просто праздник какой то!
Тем не менее, “Настройщик” являеца ее самым доступным фильмом. Это вовсе не значит, что Муратова стала снимать попсовое кино – фильм все равно покажеца очень странным неискушенному зрителю, однако здесь есть хотя бы четкая интригующая сюжетная линия. Кроме этого, “Настройщик” гораздо более динамичный, чем все ее предыдущие картины. Несмотря на длительность двух с половиной часов, кино смотрица на одном дыхании.
Сюжет взят Муратовой из старых мемуаров следователя царской охранки Александра Кошко. Она выбрала из этой книги парочку захватывающих криминальных историй и переписала их на современный лад. В результате, фильм получился очень многослойным, а герои - универсальными. Здесь одновременно происходит развитие нескольких сюжетных линий, где нам широко открываюца характеры и мотивы каждого героя. Муратова очень цинично исследует человеческую природу и нашу врожденную слабость перед искушениями.
С одной стороны - Андрей, современная версия Остапа Бендера, романтичный обаятельный черт, который обладает всеми качествами для духовного соблазнения женщины – знает множество баек, шутник, мастер на все руки, превосходно играет на пианино, может утешить и защитить. Единственным препятствием для Андрея являеца его подозрительно восточная внешность. Никто не знает точно, кто он - еврей, грузин, чеченец? Этот факт пробуждает к нему недоверие русских женщин. Однако Андрей – опытный настройщик человеческих чувств. Он сможет найти персональный подход к любому человеку, преодолев все их личные предрассудки.
Для одинокой вдовы, у которой никогда не было детей, Андрей станет приемным сыном. Для, не менее, одинокой Любы, он станет защитником-братом. Только неоднократно доказав, что он верен им, готов всегда помочь в беде и найти выход из любой проблемной ситуации, Андрей будет безоговорочно принят в их родственные объятия. Именно тогда и представица отличная возможность развести своих новых родственников на бабло самым циничным образом.
Георгий Делиев, сыгравший Андрея, постоянно находица на тонкой грани между гениальной игрой и клоунским кривлянием, однако Муратова не позволяет ему переступить эту черту.
С другой стороны – его возлюбленная Лина. Жестокая, эгоистичная тварь. Принцесса, которая хочет, чтобы все ублажали только ее. Относица к Андрею, как к слуге и открыто заявляет ему, что она с ним временно. Лину привлекает легкая криминальная натура Андрея и его волшебное обаяние. Фирменные манерные кривляния Ренаты Литвиновой как нельзя лучше подходят для роли капризной сучки Лины.
Этим двум гниловатым персонажам, Муратова противопоставляет двух добрых, одиноких женщин (с кучей бабла), которые просто хотят найти родственную душу и как то развеять престарелую тоску, снова почувствовав вкус жизни. Любе очень хочеца верить людям и больше всего ее убивает то, что она не способна отличить правду от лжы. Очень реалистично показана так называемая “женская дружба” между Анной Сергевной и Любой, наполненная взаимным недоверием, частым обменом колких фраз, сплетнями и завистью друг к другу. Андрей во всю пользуеца этой женской слабостью, постоянно играя посредника и делая себя неотъемлимой частью их дружбы. О блистательном актерском дуэте Нины Руслановой и Аллы Демидовой можно сказать только одно слово – мощщ!!! Современным актрисам есть чему поучица у этих ветеранок совецкого кинематографа.
В фильме так же затронуты социальные вопросы общества. Показано соприкосновение разных слоёв населения. От высшего общества с дворянскими замашками до уличных бомжей. Эдакий броский взгляд на современную Россию. Муратова показывает расслоение общества, которое произошло после перестройки. Если раньше это расслоение существовало скрыто (партийные работники, в тайне от простого обывателя, имели всё), то теперь вся роскошь навиду и режет глаза простому человеку. Кроме этого чувствуеца поднятие национализма, так как герои несколько раз с недоверием упоминают разные национальности, показывая, что это довольно больная для них тема.
“Настройщик” включает в себя все элементы шедевра. Интригующий сюжет с глубоким подтекстом, превосходная игра актеров, захватывающие и комичные диалоги, и очень стильная, наполненная интересными образами операторская работа. Этот фильм можно много пересматривать и каждый раз находить новые забавные детали, которые не заметили до этого. Жаль, что он не получил должной раскрутки в мире, поскольку темы здесь - универсальны.
Классика кино.
Размышления после просмотра.
(СПОЙЛЕРЫ!!!)
Муратова использует задний фон для передачи различных подтекстов – например, когда Любу разводит очередной жулик вначале фильма, то на заднем плане мы видим огромную доску объявлений, намекающую на кучу аферистов вокруг. Но Люба настолько поглащена обаятельным проходимцем, что не замечает этой доски. То же самое происходит с Анной Сергевной, когда во время разговора с Андреем на скамеечке, дети позади играют в жмурки, словно давая подсказку одинокой вдове, что она – слепа и её разводят, как ребенка. Однако, в отличии от зрителя, вдова ничего не замечает.
Об окончании фильма
Вся сила окончания заключаеца в том, что даже когда Анна Сергевна врубилась, что ее надули, она всё равно взяла всю вину на себя. Мол, сама дала Андрею повод пойти на обман, искушая своими богатствами. Вот насколько было сильно влияние Андрея!
Скачать этот шедевр можно здесь:
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=24911