Первый канал - это вещь в себе. Как писал Пушкин, там чудеса, там леший бродит. Русалка на ветвях сидит.
Действительно, нарумяненный мертвец Малахов, Пельш, который, похоже, уже отвратителен даже сам себе, вездесущие "звезды на льду", утренние маразмы, дневные идиотизмы и вечерние дикости - все это образовало эдакий замкнутый, живущий по своим законам лилипутский мирок. "Россию-1". На нее, на эту "Россию-1", где все просто ЗА-Е-БИСЬ смотрит через стеклянный экран уставшее от борьбы за жизнь население России-2. То есть мы с вами. И все бы хорошо, только иногда лилипутам с первого канала хочется сделать что-нибудь позначительнее очередных плясок на льду и сто двадцать второго по счету бенефиса Максима Галкина. Тогда происходит нечто, по мощи, значительности, выбросу энергии и художественной ценности напоминающее взрыв газового пузыря в озере жидкого навоза. В этот раз газовым пузырем стал "Ленинград".
Про фактические ошибки, нелепости и несообразности "Ленинграда" уже писали. Пусть они останутся на совести режиссера, сценаристов и консультантов фильма. Возмутительно другое. До сих пор живы люди, пережившие Блокаду. Думаю, каждый из них может рассказать историю, достойную если не отдельного фильма, то хотя бы эпизода в нем. Остались тысячи документов, воспоминаний, свидетельств очевидцев. Разве мало фактического материала? Недостаточно реальных героев и негодяев? Не было - примеров самого высокого самопожертвования и самой низкой подлости? Видимо, не было...
Иначе зачем надо было сооружать насквозь фальшивую, надуманную, бредовую историю, нелепость которой очевидна даже ребенку? Зачем труд, подвиг, страдание, самопожертвование, наконец мученическую смерть РЕАЛЬНЫХ людей подменять кривлянием размалеванных клоунов в дорогостоящем дурацком балагане?
Дорогостоящем... Это ключевое слово во всем, что касается так называемых "проектов" первого канала. Волшебные слова "бюджет" и "понты" не хуже фашистской пули быстро и эффективно прекращают всякую мыслительную деятельность. Поэтому забыта и историческая правда, и банальные человеческие приличия. Поэтому и идет по улицам блокадного Ленинграда Мира Сорвино - "приглашенная звезда", журналистка и испанская коммунистка(!). Видимо, это ради ее присутствия на экране трагедия Ленинграда превратилась в шпионско-клоунско-мудацкий водевиль с переодеванием о четырех сериях!
О наших, доморощенных "звездах" даже говорить противно. Фильм о Блокаде рассматривался ими как очередной корпоратив или концерт-сборник ко дню милиции. Выйти, вяло, через зевок поторговать ебальцем пять-десять минут, получить конверт шуршалок от спонсора, кинуть в рот бутербродик, "пиисят" коньячку и попилить на следующую точку. Денюжку зарабатывать. Холодный, равнодушный, "отрабатывающий номер" Абдулов, Ефремов - младший с красной пропитой рожей... Даже блокадная зима не заставила его побледнеть и расстаться с этой своей визитной карточкой. И множество безымянных сериальных блядей-многостаночников, тупо, без тени мысли и чувства мямлящих свои реплики и только что не поглядывающих на часы - пора бежать, сегодня еще "Менты", потом "Кенты", потом "Зона", а ночью - "Моя прекрасная няня". Знатный фигурист Башаров, мелькнувший на последней минуте фильма... Наш пострел и тут поспел. Странно, что без коньков, Татьяны Навки и рекламы спонсора на груди.
Профнепригодность сценариста, убожество режиссера, безразличие и бездарность актеров, самолюбование и тупой пафос первого канала - вот ингредиенты поносного коктейля "Ленинград", который мы имели "счастье" наблюдать. Под конец фильма я чуть не плакал - не от неумело срежиссированных душещипательных сцен, а от жалости и стыда перед погибшими людьми, память которых "почтили" таким вот образом... Раструбив перед этим, что отказались от рекламных вставок во время показа фильма. Надо полагать, это аттракцион неслыханной щедрости, широкий жест для горстки выживших. Типа - цените, убогие. Ради вас мы не рассовали по карманам ТАКОЕ БАБЛО!
Мрази. Дубиноголовые, бездарные, разожравшиеся, заплывшие салом, неспособные ни понимать, ни сопереживать, ни творить, ни чувствовать чужой боли. Интересно, в каком кабаке был банкет по окончанию съемок? Наверное, нормально пожрали и выпили. Конкретно так. За Питер, за блокаду. За новые творческие успехи.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но на весь хронометраж фильма по-моему нет ни одного документального кадра, ни одной реальной фотографии. Ничего, способного отвлечь зрителя от разворачивающейся на экране трехкопеечной интрижки с опереточными певицами, шпиенами, забугорными звездами и тухлыми рыбами. И показать людям, особенно мало чего знающей молодежи, ЧТО на самом деле творилось в Ленинграде. Постараюсь восполнить этот пробел. Есть один документ - небольшой, банальный и скучный. Дневник девочки. Нет в нем ни тайны, ни интриги, ни экшена. Сценаристы "Ленинграда", наверное, не обратили на него внимания, или отложили в сторону как бесполезный - в сюжет не включишь, "звезду" не задействуешь... Воспроизведу целиком, букоф мало.
Итак:
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 7.30 утра.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
Оставайтесь на Первом.