«Грустно думать, что этот высокий лирический пафос… будет далеко не для всех доступен, что добродушное невежество от души станет хохотать от того, от чего у другого волосы встанут на го¬лове при священном трепете... А между тем, это так, и иначе быть не может. Высокая, вдохновенная поэма пойдет для большинства за «преуморительную штуку».
В.Г. Белинский "Похождения Чичикова или Мертвые души"
Герой фильма Борат – химера, порожденная американским массовым сознанием. Борат – это неамериканец. Именно против Боратов американские солдаты воюют в различных уголках планеты. Борат – это жупел американского обывателя. Борат – это результат средневекового мракобесия, леший ХХI в.
И вот он «оживает» благодаря Коэну и оказывается в сказке - в самой великой культуре! То есть в фильме американцы встречаются со своим страхом, со своим невежеством. Идеал этой культуры – хуесоска с пластиковыми сиськами. И вот она, эта культура, проходит перед нами – отмороженные нигеры, глумящиеся пидоры, дуреющие домохозяйки, безграмотные журналисты, скотские буханы, ебанутые сектанты.
Фильм жестокая сатира на Америку, которая еще и принесла автору огромный коммерческий успех, «как комедия про казахов»! Ход безупречный во всех смыслах! Для одних - жесткая трагикомедия, для других - гэговая абассака.
Но обидно, что именно в последнем смысле поняли этот шедевр власти России и Казахстана! Запрет фильма скомпрометировал казахов и нас куда больше, чем условное использование Коэном символов Казахстана. Сам этот факт указывает на скудость ума и духа, и, в конечном счете, это признание чиновников, в том, что Борат в них живет. Это ебаные совковые комплексы не позволили использовать этот труд как мощное идеологическое оружие против разнуздавшейся, хамоватой американской демократии. Чем он, в сущности, и является.
И еще один момент, по поводу «тупости пендосов». Ведь такой фильм да с таким бюджетом мог быть снят только в по-настоящему великой стране. Одно дело культура массовая, она была всегда и везде. Важно то, что в интеллектуальных американских кругах есть рефлексия по ее поводу, нашедшая такое талантливое по форме выражение.
А у нас? Сами имена Кончаловский, Бондарчук, Янковский, Евстигнеев, Герман, Тодоровский, Кеосаян (я имею в виду конечно отпрысков) убеждают только в одном – кино может снимать каждый. И снимаем «Меченосец», «Дозоры», «Волкодав» и прочую паебень, которую смотрят только у нас и в Казахстане. Ущербное желание приблизиться к идеалу с пластиковыми сиськами? стать «свободными» как те пидоры и сектанты?
Так что? Над кем смеемся?