Думаю, все люди в возрасте от 18 до 30 смотрели этот фильм. Снятый по культовой в 90-х серии игр, срежессированный считаемым нынче лучшим режиссёром «игрофильмов» Полом Андерсеном, причем большинством- лучшей его работой. Его и по телеку показывали много раз, и кассеты у большинства были/есть. А я наконец раздобыл неплохой ДВД. И теперь, став чуток постарше нежели был в девяносто пятом, решил переосмыслить кино.
За что МК считался до недавнего времени лучшей экранизацией видеоигры(пока не вышел лучший фильм года «Сайлент Хилл»)? Все и так знают, напомню: за более чем вменяемые для «файтинга» диалоги, отличный подбор актёров, постановку боёв, нормальный сценарий. Чем «Комбату» повезло- человек, ответственный за кастинг, не сплоховал в вопросе «кого предпочесть- рукопашника или актёра на роль». В итоге Лю Канга играет Робин Шу, двукратный чемпион мира по какому то мочилову. Дядька-специалист страшнейший, делающий ровно половину фильма. Драки с его участием потрясающи, ноги выше головы задирает на раз, кульбиты исполняет сумасшедшие. И что характерно- отыгрывает «говорильную» часть роли более чем неплохо, что не смог сделать, например, Ван Дамм в Street Fighter 94 года. А этот- красавец: на башке грива шикарная, морда добрая и открытая, вопит «каратешно» очень в тему при каждом ударе. Лучший персонаж Комбата.
В остальных ролях- Кэри Хироюки Тагава в роли Шанг Цунга. Не самая неизвестная киноличность, здесь- просто блистал. Пафосные фразы, страшные гримасы злобы и презрения и очень неплохая физподготовка. Драка с Лю Кангом в конце-одна из лучших: такого яростного рубилова на руках ещё надо поискать. Потом уехал в какую то драму («Пёрл-Харбор», «Мемуары гейши»), но мы, увидев его в новом фильме, всегда будем кричать :»Смотрите! Шанг Цунг!». Соня Блейд сыграна Бриджит Нильсен, годом позже она сыграла дочку Шварца в «Последнем киногерое». Тут тётенька сработала тоже нормально- свои три с половиной реплики произнесла, ну а то что драться не умеет – как раз на роль Сони лучше подходит актриса, чем бойцыца(от слова «Боец»).
Джонни Кейдж- как влитой сидит в своей роли. Настоящий американский герой боевиков. Главный шутник фильма(шутят в «Комбате» очень смешно, как все помнят, но об этом позже). Драться тоже не умеет, но тут тот же случай что с Соней- надо играть, а не драться. Китана- ничего особенного. Талиса Сото (кстати можете увидеть её молодой в фильме Бондианы 86 года «Лицензия на убийство» с Тимоти Далтоном). Очень красивая и «таинственная», роль её заключается в «таинственных» же взглядах и не очень умных репликах. Костюмчик синий, слава Богу, отобрали.
Кано- уберперсонаж, лучший актёр из присутствовавших. В переводе потерял весь свой шарм. Настоящая мразота-ирландец, постоянно издевается и пошлит, ведёт себя как полная тварь, разговаривает как грузчик (ирландский). Много тумаков посыпалось на реализацию Горо- в духе японский сентай-сериалов типа «Пауэр-Рэйнджеры» (хотя он не японский) сделали резиновый костюм. Смешной и наивный. Но если вспомнить- Горо в первой игре МК был сделан как резиновая кукла, с которой и снимали кадры анимации. Так что всё довольно оправданно, сделать его средствами компьютерной графики было бы гораздо сложнее, ненужнее и дороже. И хуже бы получилось. А так в общем то довольно удобоваримо получилось. Только «рёв» больно дешёвый.
Кристофер Ламберт в роли Райдена- низкий поклон в сторону отборщиков актёров. Так пристроить этого весьма неоднозначного актёра- надо быть талантом. А здесь- на своём месте, вносит нужную «МК-дурнинку» в пафос, которым пропитана эта вселенная. В итоге этот коллектив играет очень слаженно и «как надо». Конечно можно повозмущаться, что «Лю Канг недоигрывает» и что «Соня драться не умеет». Но лучше сделать всё равно было бы нельзя. Не бывает актёров-драчунов универсалов. Ну кроме Стивена Сигала, понятно, чей сериал «Под раздачей» нынче переживает не лучшие времена.
Фильму повезло появиться в такое время, когда ещё не разучились снимать по-старому. В итоге масса красивейших планов, отличная расстановка камер, прекрасные декорации (подземелье Скорпиона выше всяких похвал), масса эффектов, связанных с игрой света и туманом, кучи отличных мелочей типа облачков пыли при падениях бойцов. Каскадёры отрабатывают на десять- падают предельно жёстко, кулаки в драках доносят так, что кажется, что действительно в пятак заряжают по полной. Отлично прописан звук при ударах. Новаторский подход к саундтреку- обычный киношный «пафос» соседствует с жёстким битом, масса композиций из фильма уже стали классикой. Открывающая мелодия-вообще вечный шедевр. Фильм внёс в обиход слово «комбатовский саундтрек»- когда во время драк/стрельбы включают агрессивное рубилово, приём переняли очень многие.
Фильму не повезло появиться в такое время, когда ещё не научились снимать по-новому. Эксперименты с компьютерной графикой тогда только начинались. Авторы пытались «экспериментировать» вовсю. В итоге получилось противоречиво- некоторые сцены типа гибели Шанг Цунга великолепны, а над многими можно рыдать в голос, до чего дёшево и вульгарно получилось. Но такая была эпоха: в одежде такое тоже было у нас в начале девяностых.
Композиционно фильм выверен идеально. Несколько мощных эпизодов на затравку, дальше вводная с диалогами и юмором, а потом такой МООРТАЛ КОООМБЭЭЭТ начинается, что весь фильм сидишь как пришитый. Бой идёт за боем, один красивый кульбит за другим. Масса отсылок к игре: от фотографии Джонни Кейджа(таким был его «добивающий удар Френдшип» в МК-2) до «суперударов» и возгласов (особенно наши переводчики попотели над термином «fatality»- от «тебе не повезло» в ТВ-переводе до «фэтэлити» в кассетном). И заканчивается всё ныне традиционным «окончанием в стиле Пола Андерсена»- вводом во вторую часть. Так кончились, как мы помним, и «Чужие против Хищника», и «Обитель Зла».
При просмотре на ДВД обнаружилось множество вещей, которые проходили мимо в ТВ-переводе. Многие диалоги были не о том (например диалог Райдена с Джонни Кейджем: в ТВ-переводе было «Я сделал выбор. Мы приехали сюда драться, вот и будем драться», а на самом деле было «Это НАШ турнир, поэтому Я делаю тут выбор»), шутки многие выпали. Перечислю наиболее заметное
Соня зажала голову Кано ногами. Тот ей: “Sonya, give me a break”. Та ему: «ОК» и ломает шею(break- перерыв, перелом). Примерный вариант перевода(придумал за 10 секунд): «Соня, хватит, дай передохнуть». – «Лучше сдохни!». Грубовато, но в переводе не было даже так.
Кейдж Лю Кангу говорит про Соню: you gotta admire her. If she has something in her mind, she won’t let it go» (как то так). А Лю ему: «It isn’t her mind that you admire”. Типа «тебе она понравится. Вобьет в голову что –не выбьешь». –«Тебе то она не из за головы нравится». Хотя нет, тупо. Но тут подумать надо.
Лю Канг изметелил Шанг Цунга. И говорит: «Мне жаль тебя». Тот ему: «Save your pity for the weak”. В переводе почему то «пожалей лучше себя».
Наша троица заходит первый раз в замок. Смотрят на дизайнерские находки в антураже. И Кейдж: «Интересно, какие здесь туалеты». Простецкий прикол, не перевели почему то… А так ТВ-перевод весьма адекватный и к просмотру годен.
В общем, более через десять лет после выхода МК смотрится так же отлично, ибо большинство его элементов – «вечные»: рукопашные, шутки, свирепые китайцы. Да, графика устарела, да, костюмы «ниндзей» дёшевы. Но эти «ниндзя» дерутся так, что забываешь обо всех костюмах. Музычка просто подбрасывает на кресле. Тётеньки сочные и красивые. Шутки по прежнему смешные. Не знаю, лучший ли это фильм Андерсена, но то что наиболее отвязный и храбрый – это да. Фильм- маяк, точка отсчёта и сравнения на много лет вперёд. Пионер-пример в множестве аспектов. И к тому же –часть нашего детства и юности. Все за ДВД и Let Mortal Kombat BEGIN! Раньше этот Мортал Комбат был значительно лучше чем сейчас. Ещё очень жаль, что перестали снимать фильмы про единоборства с настоящими мастерами- их заменили «комедии», в которых компьютером задирают ноги Камерон Диас, и даже в моей любимой «Матрице» драки смотрятся очень посредственно. Остаётся только «вспоминать Комбат»…
PS: В толпе болельщиков во время боёв с Горо есть два товарища в клетчатых рубашках. Это Эд Бун и Джон Тобиас- «отцы» игры МК.
PPS: Оператором был некто Джон Леонетти- позже он срежессировал сиквел. Фильм, вставший в один ряд с «шедеврами» Юва Бола в номинации «самый отстойный фильм всех времён». Оператор кинофильма «Обитель зла» оказался значительно талантливее чем Леонетти как режиссёр- снял сиквел «О.З.», и вышел великолепный боевик.