«ВЕДЬМА» (Россия), 2006 г., жанр: ужоснах-абасцака по мотивам нетленки Гоголя
Еще не заржавела «жесть» и не перестала в ночных кошмарах являцца нам героиня сериала «Не родись красивой», как отечественный киношнег снова отжог, неся, как Прометей, огонь киноискусства в невзыскательные массы электората. Относительно новые для российской киношколы жанры фентези, хорор и мистика с трудом даюцца молодым талантливым режиссерам, но они не тушуются. Вместо переснимания старого доброго Феди Крюгера на российский лад, наши аффтары перековывают мечи классических произведений на орала сценариев игрового кино. Последний такой «перекуй меча» заставил нервно заерзать в своей могиле Николая Василича Гоголя (мир его праху), за чей «Вий» крепко взялась руками креативная плеяда глумливых киношнегоф-авангардистоф во главе с тов. Фесенко.
В анонсах и интервью сего киношедевра по имени «Ведьма» утверждали, что не стоит судить их крео строго: снималось оно для «ну тупыыыыых»(с) омериканцев, и всего лишь по мотивам гоголевской нетленки. Я, как фанат коллекции аномальностей в Питерской кунсткамере, не мог не посмотреть «Ведьму» по всем правилам жанра – в кинотеатре, с колой и большим ведром попкорна.
Дело происходит в типа-америке, снятой где-то в эстонской глуши (оно понятно, что в Эстонии снимать раза в три дешевле, чем в окрестностях Москвы или Питера...). Перед нами комната с распиздяем-журналистом и двумя тетками на диване. Журналисту сницца аццкий сон, но через 5 минут звонит телефон и, голосом из рекламы пива «Кроненбург» («Таак, в следующий раз в командировку еду я») сообщает, что журналист уволеннах. Прыгая по комнате и подтягивая штаны журналисту удаецца уболтать голос в телефоне дать ему последний шанс исправиццо.
И распиздяй, кстати, по имени Ivan (напомню – в Америке :-)) садицца в свой квадратный кадиллак тыща-девятьсот-лохматого года и мчицца в маленькое село брать интервью у буйствующих там полтергейстов и барабашек. В придорожной харчевне Айван чуть не получает люлей от туземных крестьян, но оказывается спасен священником, едущим в тот же захолустье служить те самые три ночные мессы...
Следом начинаюца сплошные компьютерные ужоснахи, пересказывать их нет смысла, в Дум и Квейк играли, полагаю, все. Собственно 3D рендеринг зловещего кладбища и особы, отдальнно напоминающей загримированную Надежду Бабкину и есть соль всего фильма. Это практически всё, что выжали афтары из Гоголя. Остальное, свежепридуманое, адназначна абасцака, из серии «Аэроплан», «Крысиные Бега», «Робин Гуд – мужчина в трико».
Во-первых, действие происходит в искривлении пространственно-временного континуума. Дрендоуты лохматых годов и прочий антураж первой половины 20 века соседствуют с видеокамерами типа Мини-ДиВи, радиотелефонами, инвалидными колясками на электроприводе и «джойстике». Искривления времени видны и на масштабе одних суток: когда ведьма уже почти дожала Айванушку во вторую ночь, вдруг в одну секунду наступил белый день, пропел петух, и всё, спакойныночимылышы, ей пора ложиццо в гроп.
Потуги афтароф изобразить Амереку в Эстонии просто мизерабельны: даже массам невыездных граждан СССР кинозарисовки гримас капитализьма, отснятые в тех же советских Прибалтике и Закавказье, подавались как-то более натурально. Создавая видимость «старой Америки», крупным планом и так и сяк сняты три пожилых заокеанских рыдвана. На заднем же плане шуруют Мерседесы 90-х гг. Номера у всех эстонские, только полоска со звездочками Евросоюза заклеена бумажкой. На багажнике полицейского «лунохода» и вовсе красуется белая наклейка «EST». Остального реквизита в фильме как на театральную постановку. Ну, да, а чё в наше время на 2,5 МУСДа еще насобираешь?
Во-вторых, при боле-мене достойном качестве компутерной анимации и саунда, кино похоже на игруху в стиле 3D экшен, поставленную на режим «демо» или «мишен риплэй». Ну сколько можно вращать одну кирху и еще несколько объектов вокруг своей оси? Затем, нарисованный на полу круг реагирует на ведьму голубыми мерцанием вертикальной стены, прямо как защитное поле в во множестве наших голивуцких сайенс-фикшенов 90-х гг. Еще бы Айванушке меч джедая вместо распятия, а ведьме черные очки из Матрицы, и всё, до туалета я бы не добежал.
В-третьих, сценарий просто примитивен. Лучше бы Иванушку из кирхи не выпускали ваще, чем показали его беспомощность слиться от греха подальше. Два других основных героя – копы – ну эстооонские до предела. Гоблину будет достаточно просто добавтить всем акце-е-е-ент к исходном тексту, и успех обеспечен. Так вот, ездят эти копы по деревне в темноте с постоянно включенной на торпеде (!) красной мигалкой, патамушта синяя на крыше не арбайт. Амфорное Ведьмо с перманентной благодушной улыбкой мимики лица не меняет, летая себе на ниточке вокруг плазмотронного защитного поля. Вия в фильме нет, нет даже самого завалящего чертёнка или злого духа – вот она, духовно бедная пендосская провинция!
Долгожданный апофигей киноопуса (попкорн давно сожран) наступает когда Айвану остается только уверовать, потрясать перед слугой сотоны распятием. Не то 50 лет совка довели божью обитель до аварийного состояния, не то недеццкая борьба сил добра и зла, но в итоге внутрь попал луч света, и ведьма уколбашена фпрах. Вот такой хеппиенд. Спасибо афтарам, что хоть не показали под занавес Айвана преподающим заблудшим овцам Слово божие.
Вопщем представляю как всё это оценит целевой пиндосский зритель, избалованный своими мистикой/хорором. Умный усцытся, а реднек будет на карте искать штат с кодом EST, и, не найдя, подумает, что гденить в Канаде снимали. Буш мл. может и обидиться вплоть до международного скандала. Ну и хрен с ним, зато Казахстан за глумливого «Бората» отмщен!!!
Всем удачного просмотра! Кстати, чуть не забыл – у фильма есть официальный сайт www.vedma.net.ru, А на нём - компьютерная игра, где вылезающую из гроба Ведьму нужно бить бейсбольной битой. Бедный Гоголь...