Режиссер: П.Лунгин
В ролях: П.Мамонов, Д.Дюжев, В.Сухоруков, Ю.Кузнецов
1.
“Life will never be the same
once seen through the eyes of Forrest Gump”
Приветствую всех уважаемых читателей и писателей Удаффкома.
Сегодня хотелось бы обратить внимание здраво и иногда трезвомыслящей части аудитории на новый фильм Павла Лунгина «Остров».
Бабруйские ПТУшнеги, клинические идиоты и все прочие, жаждущие высраться в каментах воплями «Боян!», «КГ/АМ», «выпей йаду» и т.д, могут шагать колонной по трое, радостно напевая строевые песни, в направлении - «нахуй».
Те же, кто прочтя вступление решил читать дальше, - вперед!
Итак, о чем фильм?
Фильм о трусости, о предательстве, о малодушии. Нет.
Фильм о терпении, вере, надежде и любви. Нет.
Фильм о страданиях души человеческой. Нет.
Фильм о радости бытия.
Фильм о надежде.
Фильм о вере.
Фильм о жизни.
Фильм о смерти.
Поистине, трудно вообразить как авторам на фоне довольно таки простого сюжета, понятного всем и вся изначально, удалось раскрыть и показать неоднозначность бытия.
Наверное, благодаря актерам? Да, однозначно да. На сегодняшний день, это – наверное лучшая роль Петра Мамонова в кино. Зная творчество этого человека еще по «Звукам МУ», фильму «Такси-блюз» (кстати, режиссер - обратно Лунгин), да парочке-тройке его недавних сольных выступлений, никогда бы не подумал, что человек может настолько глубоко передать образ. Столь ярко и выпукло показать истинно славянский, христианский дух и характер святого. Причем святого русского, и никакого иного. «Не мыя, ни лица, ни рук своих» герой Мамонова – отец Анатолий, творит чуточку смешные, подчас нелепые, иногда не вызывающие никакого доверия, но самые что ни на есть настоящие чудеса.
Он страдает сам. Страдает от одного из самых тяжких грехов – предательства. Он каждый день искупает свою вину перед Богом, а еще перед тем, кого предал и убил. И именно вера в искупление своих грехов дает ему силы и возможность помогать другим людям. Опять же своей верой, любовью и сознанием необходимости искупить грех перед Господом и людьми, ему удается врачевать, убеждать, да и просто помогать людям найти свой путь в жизни. Уберечь их от греха, опасности, помочь преодолеть недуги с Божьей помощью, позволяет ему именно ежедневное, ежеминутное понимание всей тяжести его собственных проступков и искреннее покаяние в грехах. Поистине, праведник не может быть успокоенным.
Вообще, сцены, где Мамонов (нет, не молится) творит молитву, я бы отнес к самому лучшему, что может передать камера и актер. Никогда и нигде не видел ничего подобного.
Дюжев. Наш любимый «Космос» из набившей уже оскомину «Бригады». Еще там он дал понять, на что способен как актер. Паче того, роль туповато-смешного «убивца» в сериале «Родина ждет», лично меня не смутила, – чувствовалась в нем какая-то сила и способность на большее, нежели образы «героев нашего времени, блять». Не то, что не разочаровал, наоборот, поскольку я знаком со многими священнослужителями православной церкви, могу авторитетно заявить об удивительном перевоплощении актера и признать как факт - удалось. Такие они и есть на самом деле. Многие.
Сухоруков. Да, прав был Иезуит Батькович (http://www.udaff.com/movie/63830.html), из ныне живущих, пожалуй, один из самых замечательных актеров современного российского кино. Наверное его можно сравнить по силе таланта со Смоктуновским. Хотя, кто знает, удалось ли бы Смоктуновскому сотворить в «Брате», «Антикиллере» или «Богине» то, что там сделал Сухоруков. Но, увиденное в «Острове» - сверхдостойно.
Юрий Кузнецов. МОлодеж и пОдростки знают его в основном по сериалам про «Ментов» и «Студентов», как наивного, но мудрого своей «сермяжной правдой» начальника. Кто-то может вспомнит фильм «Колье Шарлотты», где он играл негодяйского шпийона и опасного бяку. Справедливости ради, стоит сказать, что у этого человека масса замечательных ролей. Но эта! Одна лишь предфинальная сцена. Только лицо. Не надо текста. Все ясно. Человек простил своему «убийце» тяжкий грех не потому, что этот «убийца» излечил его дочь. Нет. Он просто способен на прощение. Не могу даже подумать, кому бы удалось так же передать подобные чувства.
Отдельной строкой хотелось бы также отметить игру молодой актрисы в эпизоде, где барышня приходит просить благословения на аборт. Отец Анатолий дает ей совершенно обратное. И, думается, что она последует мудрому совету «не становиться убийцей».
Не буду сильно растекаться мыслию по древу, но скажу подводя итог – удивительно удачный подбор актеров. На все роли. Без исключения.
Диалоги? По-моему в отечественном кино давно не было ничего подобного.
Очень и очень хочется ничего не говорить про музыку в фильме. Просто бегом побежать и постараться где-нибудь купит саундтрек этого фильма.
Для тех, кто решит посмотреть это кино, жизнь уже никогда не станет прежней, если они увидят и поймут ее так, как было показано в этом фильме.
2.
«Мужчины не плачут – мужчины огорчаются»
(фильм о героях-панфиловцах)
Этот фильм служит пожалуй лучшей иллюстрацией к древнегреческому определению цели искусства как катарсиса. Очищения. Доведения чувств и эмоций зрителя до крайней черты. До смятения души, боли, страдания. И следующего за ними очищения.
С моей точки зрения, лучше очистить душу и понять, что главное, нежели постоянно сжимать зубы и повторять – «мужчины не плачут».
Настоящие мужчины – плачут. Правда только тогда, когда этого никто не видит.
И лучше плакать, чем стиснув зубы от тоски и безысходности, творить чудовищные вещи.
Идите, смотрите этот фильм в кино. Идите сами. Не берите с собой друзей и любимых. Пусть ничто и никто не сможет вас отвлечь от одного из самых сильных в российском кинематографе фильмов. Это нужно смотреть самому. Не держа никого за руку. Не обнимая.
Этот фильм, как молитва, а молитву - каждый творит по-своему. Да, рядом будут другие люди. Но, поверьте, никто не будет жрать поп-корн, упиваться пивом или коньяком. Похабных комментариев из зала не будет. Этот фильм смогут воспринять только те, кто еще не отчаялся спасти свою душу. Хотя бы, для самого себя.
Купите этот фильм на DVD. Когда вам станет грустно. Когда вам будет невыносимо гнусно и плохо. Когда в очередной раз захочется поставить жирную точку на своей жизни – посмотрите этот фильм.
P.S. Та, что сидела рядом со мной в кино, после сказала: «Не пиши на Удафком об этом кино». На вопрос «Почему?» Я услышал: «Для этого фильма есть только два слова: «Надо смотреть».
Она права.