В то время, как зажравшийся Кустурица снимал свою “Чёрную кошку”, а его родная страна обливалась кровью, на свет родились два киношедевра югославских режиссёров, в которых отразилась суровая действительность сербских будней того времени.
В “Бочке пороха”(Bure baruta) режиссёра Горана Паскалевича снялись всё те же рожи, что и в “Андеграунде” Кустурицы: Лазар Ристовски (Чёрный), Мирьяна Йокович (Наталья) и Мики Манойолович (кум Чёрного). В Америке фильм вышел в прокат под названием “Кабаре “Балканы””. “Бочка пороха” – фильм про Белград образца 1998 года. Разрезанный на куски наподобие Палп Фикшн, в нём рассказывается про рядовых граждан Белграда, которые в разных эпизодах фильма встречаются друг с другом, причём большинство при этом погибает или получает конкретных пиздянок. Несмотря на присутствующие в фильме приколы, от него остаётся такое послевкусие, как от наших чернушных перестроечных кинолэнт. Фильм построен в основном на диалогах, как в “Мама не горюй”, и практически в каждом выясняют отношения. При просмотре ловишь себя на мысли, что сербо-хорватский язык похож на русский, можно даже смотреть без перевода.
В фильме “Раны” (Rane) режиссёра Срджана Драгоевича также успел засветиться Мики Манойолович. Все остальные актёры на ёбыч незнакомые. Фильм про более ранний период (1991-1996), про двух малолетних гопников, которые постепенно становятся реальными бандосами. Ну как у нас в 91 году. И всё это тоже на фоне войны на Балканах. Эти двое – полные отморозки, шмаляют друг в друга в прямом эфире на телевидении в передаче типа “600 секунд”, угощают бабушку одного из них зачотными шышками и коксом, ну и всё в таком духе.
В обоих фильмах нет и не может быть никакого хэппи-энда. “Бочка пороха” хоть и получила какие-то призы, но всё равно осталась в тени на фоне “Black cat” Кустурицы, а “Раны” таким же образом остались в тени на фоне “Бочки пороха.” Однако, эти фильмы совершенно необходимо посмотреть, а то Кустурица, если честно, подзаебал со своими бегающими оркестрами и гусями.