И так, лэйдиз энд джентельменс, для тех, кто не в курсе или по каким-то причинам остался на бронепоезде.
5 октября в Москве стартовал ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». 11-го октября, после семидневного кино-марафона, состоялось его торжественное закрытие. Стоит заметить, что по сравнению с предыдущими годами он приобрел заметную популярность среди российских зрителей, привлек широкое внимание прессы и общественности. Да и публика стала собираться на удивление разношерстная. Здесь и простые сетевые дрочеры типа меня, деятели культуры, известные телеведущие, журналисты, кинематографисты, просто те, кто увлекается кино, молодые пожилые и зрелые. Причем всегда приятно лицезреть адекватных людей, которые не жрут в зале попкорн и не рыгают пивом во время сеанса. Хы-хы-хы
По традиции британские киношники привезли для показа фильмы, которые еще не успели поступить в наш прокат. Одна из целей этого фестиваля – служить лакмусовым индикатором. По реакции зрителей можно довольно четко определить - увенчается ли прокат той или иной картины коммерческим успехом. Поэтому, как повелось, британцы везут с собой лучшие ленты, отснятые за этот год.
Лично для меня он представляет собой больший интерес с точки зрения искусства. Ибо британцы в искусстве, как всегда, впереди планеты всей. В том числе и в кино, поэтому очень интересно следить за последними веяниями кинематографа именно на таких фестивалях.
Хотя, честно говоря, программа меня немного удивила. Замечено, что одной из самых актуальных тем в современном британском кино последнее время стали ленты, рассказывающие о «музыкальной волне» туманного Альбиона: «В ДУРМАНЕ – история группы Rolling Stones, БРАТЬЯ ПО РОКУ - лента рассказывающая о мифической панк-группе The Bang-Bang». Честно говоря, они скорее рассчитаны на зрителя внутри страны, нежели за ее пределами. Хотя, думаю, и многих соотечественников тоже заинтересовала бы эта тематика.
Но лично меня больше всего привлекла картина «Ветер, который качает вереск», отхватившая на Каннском фестивале 2006 главный приз – «золотую пальмовую ветвь». А это, согласитесь, вторая по значимости кино-премия после голливудского «Оскара». Именно на этом фестивале состоялась ее первая российская премьера.
Так что же это за шедевр, удостоившийся столь почетной награды?
Начну по порядку.
Автором данной картины является небезызвестный британский режиссер Кен Лоуч, начавший свою карьеру еще в далеком 67-м, и принадлежащий к уходящему поколению социальных реалистов. Его актеры не читают заранее сценарий и, приступая к съемкам, понятия не имеют, что ждет героев в финале. Снявший с десяток весьма неплохих фильмов (Земля и свобода, Билет на поезд, Рифф-Рафф, Земля отцов, и др.), но еще ни разу не державший в руках каннское золото.
Лента представляет собой реставрацию событий первой четверти 20-го века, когда Ирландия активно боролась за независимость от Британской короны. Подстегиваемые голодом, безработицей и зверствами британских солдат, ирландцы, доведенные до черты, вновь и вновь берут в руки оружие для того, чтобы освободиться от влияния империи. Именно в это время тысячи жителей «лазурного острова» покидают свои дома и отправляются в США в поисках лучшей жизни. Свирепствующий голод и разруха уносят тысячи жизней. Сложно поверить, что эта одна из горьких страниц ныне благополучной и сытой Ирландии.
Стоит отдать должное Лоучу, историческая атмосфера того времени воссоздана, с присущей британцам, филигранной точностью. Великолепные костюмы, декорации и живописные ирландские пейзажи сразу погружают зрителя в атмосферу 20-х годов.
На фоне всех этих событий разворачивается военная драма. Довольно жестокая и бескомпромиссная, главные герои которой – двое братьев О’ Доннаван, священник и сельский врач. После убийства британскими солдатами одного из членов их семьи они бросают свои привычные занятия и берутся за оружие, чтобы отстоять свою независимость. После долгой, кровавой борьбы, сотен потерянных бойцов, пыток в тюрьмах, расстрелов и предательств, все же наступает долгожданный момент, когда вроде бы в воздухе запахло свободой. Империя согласна предоставить Ирландии независимость в качестве своего доминиона. Но как показывает история, это еще не конец эпопеи.
Генерал Монтгомери, прославившийся своими жестокими действиями в Корке, говорил: «Дайте ирландцам хотя бы номинальную свободу, и они сами утопят друг друга в крови!» Впереди страну ждет еще более страшное испытание – гражданская война. Ирландцы станут убивать ирландцев, и брат поднимет руку на брата.
Все эти события как цветная историческая хроника, воссозданная режиссером, прокручивается перед глазами зрителя, заставляя ощутить себя сопричастным к тому, что твориться на экране.
Нужно отдать должное Лоучу в том, что он умеет абсолютно легко и просто доносить главную мысль своего произведения до сознания зрителей. Лично у меня, с самого начала просмотра картины возникли совершенно определенные ассоциации. А вот что говорил сам Лоуч по этому поводу: «Мой фильм не только об ирландской войне. К сожалению, имперские войны происходили и происходят до сих пор во всех концах света. Я не должен напоминать вам, где воют британские войска сегодня...»
Через реставрацию событий 20-х годов, режиссер пытается показать зрителю, что собой представляет любая имперская война и это удается ему очень даже неплохо. Ибо наличие довольно жестоких и кровавых сцен пыток, расстрелов и убийств абсолютно точно дают понять, что любая война – это прежде всего ужас, а гражданская война – это ужас в двойне.
Так, а теперь, попробуем абстрагироваться от тематики фильма и взглянуть на него глазами критика, все же это не обычный фильм, а самый настоящий Каннский призер.
Замечу, что главную роль в фильме сыграл молодой и талантливый Киллиан Мерфи, снимавшийся до этого в таких фильмах как: «Бэтмен: Начало», «Завтрак на Плутоне» и «28 дней спустя».
Мерфи сам по происхождению является ирландцем, поэтому более подходящего актера на эту роль сложно было подобрать. Да и со своей задачей справился он просто отлично. Вообще все актеры настолько вжились в роли, что похожи на реальных персонажей того времени. Тут видимо сказывается профессионализм знаменитой британской школы.
К великолепной игре актеров можно смело приплюсовывать замечательное музыкальное сопровождение, состоящее из ирландских народных песен и фольклора, придающий картине великолепный национальный колорит. Кстати в названии фильма лежит ирландская песня «Ветер, который качает вереск…», как гимн национальной гордости.
Кроме этих аспектов стоит заметить еще и великолепные декорации, не какие-нибудь голливудские павильонные пейзажи из папье-маше, а настоящие, воссозданные с невероятной точностью и детальностью.
Но, как говориться, в любой бочке меда должна быть ложка дегтя. В этом фильме, лично мне, эта ложка дегтя показалась целым черпаком и сразу бросилась в глаза.
При всей своей технически безупречной сущности, фильм не производит должного впечатления, которое по идее должен был производить на зрителя. Что-то все-таки ускользнуло от глаз скрупулезных британцев.
Лично я пришел к выводу, что все дело в невероятном количестве клише, штампов и просто таки бронебойно линейной сюжетной линии. В каждом предыдущем кадре уже становиться ясно, что произойдет в следующем. Да и большинство ключевых сцен, оставляют впечатление, что они сыграны лишь наполовину, не до конца, не использован весь заложенный в них потенциал.
Тут, думаю, причина в том, что Лоуч, являясь подданным ее величества, максимально пытался соблюсти политкорректность, чтобы его фильм не дай бог не был воспринят, как разжигание розни. В итоге эта серединчатость и привела к тому, что большинство сцен в нем являются такими же и попросту утратили свою силу.
Это конечно не могло не сказаться на общем впечатлении от просмотренного. Именно поэтому у меня сразу же возникли сомнения по поводу верности решения судей в Каннах. При всех достоинствах этой ленты, она имеет слишком простой, предсказуемый и наполненный штампами сюжет. Но, как говориться: «Жираф большой ему видней».
Смотреть или не смотреть данную ленту это уже решать вам, но на фоне всей той «шляпы», которую крутят в российских кинотеатрах, она, бесспорно, заслуживает пристального внимания.
Да, кстати, для тех, кому интересно. С 12-го числа, картина уже поступила в российский прокат, и будет активно крутиться в отечественных кинотеатрах, так что посмотреть ее смогут любые желающие.
May the force be with you, brothers! (c) J. Lukas
Best, Dr. Lizard