Уверен, что имя режиссера Стэнли Кубрика знакомо большинству тех, кто в данную минуту читает этот текст. И уж точно, практический каждый из вас знаком с его творчеством. Поэтому так же, как герой фильма «Быть Стенли Кубриком», задавшись вопросом «Who is fucking Stenley Kubrick?», попытаюсь ответить на него.
Начнем с биографии:
Стенли Кубрик родился в США 27.07.1928 в славном городе - оплоте империалистической Америки - Нью-Йорке. Как и большинство талантливых людей, в детстве был обычным подростком: слушал джаз, играл в шахматы, увлекался фотографией и плохо учился в школе, из-за чего не смог поступить в колледж. Вместо этого 17-и летний Кубрик был взят на работу фотографом в журнал «Look», где он проработал несколько лет и успел за это время объездить практически всю страну. Странствия и полученные впечатления пробудили в нем жажду знаний, и Кубрик активно занялся самообразованием - посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропускал ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства.
И уже в 1951-м году снял свой первый 16 минутный документальный фильм о боксере Уолтере Картье. Лента была замечена и оценена публикой, после чего вдохновленный Кубрик, сняв еще несколько документальных лент, бросает работу в журнале, занимает у родителей 13.000 $ и берется за съемки своего первого художественного фильма «Страх и желание».
В 55-м Кубрик снова снимает фильм «Поцелуй Убийцы». Все эти фильмы он снял на свои деньги, выступая в роли режиссера, звукооператора, монтажера, ассистента и т.д., а в съемках ему помогали жена и друзья.
Однако, его «любительские» низко бюджетные работы не были оставлены без внимания. В 57-м на работы Стенли обращает внимание довольно известный в то время продюсер Джеймс Харрис, который предлагает Кубрику снимать в Голливуде. О таком предложении начинающий режиссер-любитель может только мечтать. В том же 57-м вместе с первой широкопроктатной лентой «Дороги славы» к нему приходит успех. Главную роль в фильме мало известного режиссера согласился играть уже популярный в то время актер Керк Дуглас, что обеспечило картине широкое внимание со стороны публики. С приходом успеха, Кубрик все больше отдается творчеству и в период с 60-го по 64-й снимает целых 3 картины: «Спартак», «Лолита», «Доктор Стрейнджлав», о последней мы еще сегодня поговорим.
Все три фильма имели неожиданный и ошеломляющий успех не только в США, но и по всему миру. Наконец к нему пришла «мировая слава», о которой в начале карьеры молодой Стенли мог только мечтать.
Стоит заметить, что Стенли Кубрик был чрезвычайно разноплановым режиссером. Снять за 4года 3 абсолютно разных: по жанру, стилистике и технике фильма, которые навсегда завоевали сердца зрителей, в истории кинематографа удавалось не многим.
Следующий фильм «Космическая одиссея: 2001 год» сделал Кубрика не только популярным, но и «культовым» режиссером. По меркам того времени, а это был 68-й год. Этот фильм надолго опередил свое время и задал вектор для всей мировой фантастики на несколько десятилетий вперед. За нее он даже получил свой единственный Оскар «За спецэффекты».
Вообще Кубрику с «Оскарами» всегда не везло, хотя, АБСОЛЮТНО ВСЕ его картины номинировались на главный приз американской киноакадемии (Academy Awards), с легкостью завоевывали самые престижные награды не только в США, но «Оскар» был лишь единственный и тот не в самой престижной номинации. Это при том, что его ленты пользовались бешенной популярностью по всему миру. Лично Я думаю, что причин здесь несколько…
Во-первых, его работы довольно резко отличались по своей сути от большинства фильмов, снимавшихся в то время на «Фабрике Грез». И очень условно укладывались в понимание голливудских кинокритиков.
Во-вторых, Стенли Кубрик всегда был далек от «Голливудских» кулуаров, предпочитая затворнический образ жизни. Мало общался с коллегами, не участвовал в скандалах и общественной жизни Голливуда. За что внутри его откровенно недолюбливали и считали отпетым снобом.
После выхода «Космической Одиссеи» перерывы между выходами его лент увеличиваются. В период с 71-го по 87-й он снимает всего 4 фильма «Заводной апельсин», «Барри Линдон», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка». Но не смотря на значительные перерывы между фильмами, творчество Кубрика привлекает к себе внимание всей мировой общественности: его картины становятся «культовыми», менее талантливые и расторопные коллеги с удовольствием перенимают его новаторские приемы, кассовые сборы идут уже на десятки миллионов долларов, его ленты приносят славу и популярность не только режиссеру, но и актерам, исполнявшим главные роли: Малкольм МакДауэл, Джэк Николсон, Эдам Болдуин, Питер Селлерс, Джеймс Мейсон и десятки других имен.
С 87-го по 99-й в творчестве кубрика настает длительный перерыв. За это время он не снимает ни единой ленты. На целые 12 лет он отрекается от творчества, живет своей тихой спокойной жизнью, не появляясь на публике. Однако в 99 –м, чувствую скорую кончину, 72-летний Кубрик берется за съемки свой последней картины под названием «С Широко Закрытыми Глазами». Куда приглашает на съемки двух самых популярных голливудских звезд – Николь Кидман и Тома Круза. Но, насладится успехом своего последнего шедевра он так и не успел, покинув этот мир сразу после первого «тайного» показа ленты в Нью-Йорке.
Режиссер десятков культовых картин, гений-затворник и самый почитаемый специалист по кино в Голливуде, все эти титулы бесспорно принадлежали ему - Стенли Кубрику. Он был несколько раз женат, имел детей, но главной любовью и смыслом его жизни до самой смерти оставалось КИНО. Режиссер с большой буквы «Р» навсегда вписал свое имя золотыми буквами на доске почета мирового киноискусства - «СТЕНЛИ КУБРИК».
Теперь как я и обещал посвящу вторую часть своего крео фильму под названием: «Доктор Стрейнджлав» или «Как я перестал беспокоиться и научился любить атомную бомбу.»
Это 4-я по счету широкопроктаная картина, уже известного в то время Стенли Кубрика, снятая по роману Питера Джорджа «Красная тревога».
Шел 64-й год. Караибский кризис, связанный с размещением советских баллистических ракет на Кубе был в самом разгаре. Каждую минуту, из-за оплошности или неверных действий обоих сторон, мир мог погрузиться в ужас ядерной войны и быть стертым с лица земли за считанные часы. Все страны с замиранием сердца смотрел за развитием событий вокруг Кубы, ожидая что вот-вот начнется конец света. В СССР, США и Европе повсюду строились бомбоубежища, организовывались штабы гражданской обороны, и казалось, что мир висит на волоске. Это мы сейчас уже отчетливо понимаем, что ядерная война – это безнадежное дело. А вот в 64-м дела обстояли несколько иначе. Возможность скорого конца света, подогреваемая СМИ, вызывала широкий общественный резонанс. Ведь человек, зная, пускай даже о совершенно минимальной возможности, начала ядерной войны, не мог чувствовать себя комфортно.
Конечно же, Кубрик, как настоящий режиссер, идущий в ногу со временем, не мог не заинтересоваться данной темой. В итоге плодом его творчества явилась гениальная сатирическая комедия «Доктор Стрейнджлав». В принципе снять кинокомедию на тематику ядерной войны – дело весьма непростое. Но мастеру сатиры – это удалось.
Простому человеку весьма сложно представить начало ядерной войны как набор неких комических событий, вызывающих не страх и ужас перед катастрофой, а обыкновенную улыбку и радостный, восторженный смех. Но фантазия режиссера сумела представить зрителю весь процесс именно в таком свете.
Сюжет картины весьма прост и не затейлив, как сюжет любой кинокомедии. Некий полковник Джек, у которого изрядно съехала крыша, вдруг в порыве своего психического бреда посылает группы стратегических бомбардировщиков Б-52 для нанесения ядерного удара по Советскому Союзу. Информация быстро доходит до президента США, который в свою очередь созывает экстренную комиссию для решения проблемы. Вокруг этих событий накручивается целый клубок различного рода сатирических и комических фактов, заставляющих зрителя с первых кадров фильма держась за живот сдерживать смех. Все самостоятельные усилия американцев оказываются тщетными и они решают связаться с русскими, чтобы действовать сообща, для предотвращения ядерной катастрофы.
Уже ближе к этому моменту сдерживать смех становится практически невозможным, и зрители начинают в истерике кататься по полу, настолько смешно и комично выглядит все происходящее на экране. Непревзойденные типажи: либерала - президента, помешанного на войне генерала Тергидсона, сумасшедшего нацистского доктора Стрейнджлава, трусливого и нерешительного английского помощника, генерала Джека и советского посла-шпиона. Они настолько красочны, сатиричны и не предсказуемы, что каждое их действие или изречение выглядит как живой анекдот. И весь этап начала ядерной войны превращается в некую комедию абсурда, настолько смешно и нелепо все выглядит.
Ну и, конечно же, самого жару Кубрик поддал в конце. Героический полет командира, не сбитого Б-52, верхом на атомной бомбе в ковбойской шляпе под музыку из СОВЕТСКОГО кинофильма выглядит настолько абассачным, что лично я не выдержал, и захлебываясь смехом, рухнул на пол.
Такая вот абассачнейшая кинокомедия получилось из весьма трагичных обстоятельств. Успех этой ленты думою понятен всем, ведь и вправду представив себе, что атомная война – это довольно смешное зрелище, перестаешь так сильно ее боятся. В придачу Кубрик настолько тонко и грамотно обсмеял всех политиков, военных и дипломатов, что начинаешь задумываться, а имеет ли все это смысл…. Все эти войны, конфликты и т.д.
Всем, кто еще не смотрел эту старую, добрую черно-белую ленту, настоятельно советую посмотреть в ближайшее время, ну а тем, кто видел – пересмотреть еще раз. Ведь она уже стала классикой мирового кинематографа, а классика, как говорят, вечна!