«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Режиссер: Илья Максимов (не путать с Иваном Максимовым).
Россия, 2006.
Ходить в кино на так называемые «семейные фильмы», особенно если они неплохо раскручены – это развлечение не для слабонервных. Мало того, что в кинотятре рано гаснет свет, и нужно светить на билет мобильником, чтобы разглядеть, где ж твое место (с не-твоего места тебя погонят сознательные родители с не менее сознательными ребенками, и правильно сделают), мало того, что весь зал кинотятра заполнен голосящими по поводу и без оного детьми, которые смеются все время, вне зависимости от того, что показывают на экране – это ладно, дети все же, чего с них возьмешь. Но вот наличие всяких пiдростков, которые не только тупо ржут на весь кинотятр, не только комментируют каждый кадр фильма, но еще и пытаются в меру своих, более чем скромных, сил острить над происходящим на экране – это, бля, выдержит не каждый. Ну да ладно, хрен с ними.
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - вторая часть трилогии о русских богатырях, типа продолжение «Алеши Поповича и Тугарина Змея». Мне предыдущий мультфильм сильно понравился, поэтому второй «героический блокбастер» я тоже решил посмотреть – вдруг будет не хуже первого. Ну, и посмотрел. Правда, в кино шел с несколько подпорченным впечатлением: во-первых, режиссер уже не тот, а во вторых – на тот момент уже успел прочитать один не сильно хвалебный отзыв. Так что сначала – о плохом, а потом о хорошем.
Про сюжет вообще говорить не буду. Ну, княжью дочку кто-то похитил, и князь катит бочку на Горыныча. Но в дело вмешивается богатырь Добрыня, и ситуация начинает развиваться в неожиданном ключе. Ясный пень, от былин там не осталось вообще ничего – создатели, как и раньше, ограничились тем, что сперли пару известных имен, да и ладно. Собственно, не в этом дело.
Чего сразу бросилось в глаза – некоторая клишированность юмора. Опять суровый молчаливый герой (Добрыня) скачет выполнять задание, а на хвосте у него – попутчик-долбоёб (Елисей). Опять персонаж типа «юный дебил, который хочет доказать всем и своей бабе, что он герой». Опять заезженные шутки про того самого «юного дебила». Данный момент, естественно, не понравился. Некоторые приколы сразу просчитываются, и так ясно, что будет через пару минут, некоторые просто откровенно устарели.
Но вообще это всё фигня, ведь есть основной недостаток мультфильма – Спижженность. Ага, именно с большой буквы. Авторы сценария – баянисты-виртуозы, которые даже не стесняются того, что большую часть их творения уже можно было где-то неоднократно увидеть. Не знаю, может это новая фишка такая. Пиздят отовсюду: со старых отечественных хитов («Летучий Корабль», «Кавказская Пленница»), с новых отечественных хитов («Брат-2»), с голливудских киношек («Матрица»).
Воруют персонажей: жена Добрыни – явный клон жены Верещагина (да и сам Никитич кое в чем похож на супер-таможенника), злодейский купец – копия Полкана из «Летучего корабля», тырят гэги – например, прикол из «Мадагаскара» с непомещающейся в ящике шеей жирафа, «успешно» переделанный под Горыныча.
И ладно, если это выглядело бы пародией, как явные цитаты из «Матрицы» (bullet time, slo-mo – это все в мультфильме есть в ассортименте, и под конец даже немного утомляет), но никакой пародийностью тут и не пахнет. Просто спёрли и всё.
Отдельный маразм – использование цитат. Ладно бы это делалось к месту, было бы смешно в общем контексте – нет, просто так, на ровном месте: фразы из Высоцкого, из «Места Встречи Изменить Нельзя», из «Брата-2». «В чем сила, брат?» - говорит Добрыня. БЛЯТЬ, она в том, чтобы придумать что-то свое, а не в том, чтобы спиздить уже до вас тыщу раз отпародированное, причем намного более удачно! Апофеоз наступает, когда главный герой произносит фразу: «Я работаю один, мне не нужен напарник». Вот за это авторов просто необходимо отдать на растерзание Бориске Моисееву и его единомышленникам. Они чо, хотели кого-то этим насмешить? Ну, кстати говоря, насмешили – зал ржал, а хули, смишно ведь…
В общем, воровать нехорошо, особенно когда это так заметно, но всю эту тряхомудию можно долго перечислять, а я уже задолбался. Давайте о хорошем – его тут тоже есть, и, к счастью, немало.
Во-первых, дизайны персонажей, дизайны местности, отрисовка, анимирование – по-моему, все по высшему разряду. Охуенно, просто охуенно, вот именно за это – респект. Стиль, имевшийся в «Алеше Поповиче», не проебали, на мой взгляд, даже кое в чем улучшили, и этот момент очень сильно скрашивает впечатление от просмотра даже тогда, когда сценаристы «жгут» по полной программе. В конце, правда, есть несколько хреновых моментов (когда явилась «сила темная»), но даже они впечатления особо не портят.
Во-вторых – элементы комедии положений. Тут тоже все очень хорошо, шуток много, причем шутки там в своем собственном стиле, только небольшая часть из них ворованные Плюс неплохие, хоть и много раз уже виденные пародии на голливудские штампы. Всякого экшна здесь значительно больше, чем в первом «блокбастере», мультфильм шустрый, по-хорошему резкий, в кадре почти все время происходит что-то смешное. Описывать такие вещи бесполезно, как бесполезно писать про отжыги параноидальной белки из «Ледникового Периода» - это видеть надо. Мне этот момент так же пришелся по душе.
В третьих, в сценарии все же есть энное количество смешных моментов, типа пародии на современную попсу, точнее на видеоклипы: песни и пляски под модный музон в исполнении пушкинских «трёх девиц». Очень понравилось «Целую. Князь», которым заканчивалось каждое письмо соответствующего персонажа, некоторые другие вещи. Добрыня – явно удачный образ, хотя и состоит из кучи других, тоже удачных. Местами смех почти перерастал в дикое ржание, но не часто. Короче говоря, посмеяться там можно, и обозвать м/ф полным гавном однозначно нельзя.
Также нужно сказать пару хороших слов про озвучку: все «говорят» очень неплохо, Маковецкий в роли Князя Киевского – однозначное украшение мультфильма, очень порадовал.
В общем, такая вот херня. Авторы за счет откровенного похуизма просрали свою же шикарную идею. М/ф не хуёвый, но до однозначно хорошего, на мой взгляд, тоже как-то не дотягивает. Хороших моментов все же больше, чем плохих, и с «ДНиЗГ» однозначно стоит ознакомиться, особенно тем, кому понравился первый «героический блокбастер». Но вот тратить на это деньги и ползти в кинотятр, на мой взгляд, не стоит. Возможно, м/ф вполне покатит под бухло и девок, а также другие виды стимуляторов. Или, например, если цель культпохода – развлечь малолетнего детеныша, то тут тоже можно не волноваться – детеныш определенно развлечется. В остальных же случаях – заинтересованным лицам вполне хватит слитой откуда-нибудь пираццкой экранки.
ЗЫ: Третью часть – «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» - обещают в 2007 году, мелкий тизер уже сейчас гуляет по сети. Надеюсь, работа над ошибками будет проведена.