Режиссер - Ron Howard
Сценарий - Akiva Goldsman
В ролях:
Russell Crowe
Ed Harris
Jennifer Connelly
Christopher Plummer
Judd Hirsch
Adam Goldberg
Оскар «за лучший фильм», Золотой Глобус в 4 номинациях… бла-бла-бла…
Итак, поехали.
Фильм представляет из себя «биографию» одного из самых выдающихся математиков Джона Форбса Нэша-младшего (John Forbes Nash Jr). Давно хотел посмотреть этот фильм. И вот, что же я в итоге увидел.
Дело начинается в Принстонском университете. Д. Нэш (Russell Crowe) - эдакий младой гений-нелюдим. На занятия не ходит, считает себя умнее других и ищет «оригинальную идею». В итоге он ее находит (не обошлось без красивой истории с участием друзей-сокурсников и красивой незнакомки), и уходит работать в Массачусетский институт технологий, центральный анклав передовой науки и разведывательных технологий. Там он помогает Пентагону решить сложный код перехваченных сигналов советской разведки (долго смотрит на большой экран с множеством цифр, и в итоге находит ключ к шифру). В скором времени он знакомится с Уильямом Парчером (Ed Harris). Тот, по его же словам, заведует крупным правительственным проектом - борьбой с советской террористической группой, которая планирует взорвать атомную бомбу на территории США. Члены этой группы передают сообщения друг другу через центральные газеты, которые и предстоит изучать и разгадывать Нэшу, как «лучшему взломщику кода». Что тот с успехом и проделывает в течение какого-то времени. По ходу дела он женится. А потом, хуяк, его забирают в психушку и заявляют, что все ему это привиделось. Мол, нет никакого Уильяма Парчера, да и сосед по комнате Нэша из Принстона тоже был галлюцинацией. Шизофрения типо у парня. Через годик его выпускают. Жена рождает ребенка. Нэш – недееспособен, жрет таблетки и вообще бесполезно проводит время. Ведения повторяются. Но он решает сам бороться с болезнью, а жена благородно вызывается помочь ему в этом. Он напрашивается, чтобы ему позволили работать в библиотеке Принстона. И через несколько лет он научился не обращать внимания на видения, но избавится от них так и не смог. В итоге ему позволяют преподавать и до кучи присуждают Нобелевскую премию, при вручении которой он с трибуны слезно благодарит жену, без которой он, дескать, хуй бы что получил. А в финальных титрах говорится, что «Джон Нэш до сих пор преподает и каждый день ходит в университет пешком».
Зал наполняется рыданиями, аплодисменты, перерастающие в овации, все встают.
А как же все было на самом деле?
Джон Нэш действительно существует (именно из интереса к его личности мне и хотелось посмотреть этот фильм).
Отец – инженер-электрик, мать – школьная училка.
В децтве он почитывал такие морально разлагающие книги как: «Иллюстрированная энциклопедия Комптона» и «Люди математики» Е.Т. Белла. А в свободное от онанизма время доказывал различные теоремы да ставил электрические и химические опыты.
После школы он хотел пойти по стопам отца и поступил в местную путягу (Carnegie Mellon University) на специальность инженер-химик. Через пол года его в конец заебало механическое черчение и он перешел на специальность «химия». «Ф песду эту начерталку… наркотикоф хачу» - думал он. Но и тут его ждало разочерование: бабы все страшные, наркотики делать не разрешают, а знания оценивали по умению ковыряться с пипетками и колбочками… В то же время его собутыльники с математичского факультета ездили ему по ушам, что математика – это фэшн нынче шо песдетс. И, мол, перспективы ахуенные. Вот он и решил: «В математики пойду! Пусть меня научат!»
Учился хорошо, то на уроке выебница, то задачку неразрешимую решит. Окончил в итоге не только в степени бакалавра, но и со степенью магистра. Гарвард и Принстон просто жёпы рвали друг другу, чтобы заполучить Нэша к себе в аспирантуру. Но, как известно, деньги решают все. Принстон предложил бОльшую степендию и Нэш пошол туда. «До дома ближе» - бессовестно песдел он всем. Его преподаватель Ричард Даффин (R. J. Duffin) написал ему рекомендацию длинной в одну строчку: «this man is genius», что в переводе на русский значит: «афтар – жжот».
Компашка конечно в Принстоне достойная тогда собралась: Альберт Эйнштейн, Джон фон Нейманн (John von Neumann) и Оскар Моргенштерн, …
Тут уж Нэш в конец от рук отбился. Леницо стал… в игры какие-то играть… В 21 год он пишет докторскую диссертацию на 27 страницах (ваще никакого блять уважения к профессорскому составу… 27 страничек сцука…), посвященную теории игр, т.е. математике конкуренции (и фактически через 45 лет он получил за нее Нобелевскую премию… ну не гандон ли? За 27 страничек стока бабла!). В то время Джон фон Нейман и Моргенштерн, занимались соперничеством типа победитель-проигравший (типо: ты ибешь-тебя ибут). Нэш со своей стороны предложил математический сценарий, при котором выигрывают обе стороны (типо позы «69»). Данный сценарий получил название «равновесие Нэша»: в каждой игре существует некий набор стратегий ее участников, при котором ни один из них не может изменить свое поведение, чтобы добиться большего успеха, если другие участники свои стратегии не меняют. Другими словами, хуй каво наибешь, ибо наебаным можешь оказацо сам.
При этом Нэш предполагал, что любую игру, в сущности, можно свести к некооперативной – игроки действуют сами по себе, не договариваясь. Однако такая игра не предполагает, что соперники изначально нацелены на логику «пан или пропал». Они могут преследовать двойную цель – получение пользы и для себя, и для всех участников игры. Именно в состоянии «равновесия Нэша» возможно максимально успешное сочетание личной и коллективной выгоды.
Кроме того, ученый развил «теорию торгов» – математическую модель взаимодействия участников, обладающих изначально неравными знаниями, а следовательно – способными по-разному строить модели поведения. Со временем «теория торгов» легла в основу современных стратегий проведения аукционов, заключения сделок, где заинтересованная сторона сама определяет количество информации, которое должен знать «партнер» по игре.
Что-то я запесделся…
Нэш устроился работать Массачусетский институт технологий и несколько лет изумлял математический мир своими работами. Эти работы мало кто понимал конечно, но, чтобы не показацо ебланами, все изумлялись. В 1957 году журнал Fortune назвал Нэша выдающимся математиком нового поколения. Песдато все шло в общем… Парню ещо 30 не было, а он уже стока ништяков нахватал, что Эйнштейн и прочие старперы нервно курят в сторонке.
В это же время он женился, жена ждала ребенка.
Но вот в 1959 году Нэш разослал главам различных государств письма примерно такого содержания: «Пососи вялого, а я Вас от инопланетян спасу…». Плюс через СМИ заявил о своих контактах с инопланетянами и об их посланиях через газеты, которые только он может прочитать. Типо он - спаситель мира просто песдетс какой… (Брюс Уилис прикуривает и присоединяецо к Эйнштейну сотоварищи…). Естественно попадает в психиатрическую клинику. В связи с модным в то время фрейдизмом, его болезнь списывается на беременность жены. Но роды положения не исправили. Он сбегает из лечебницы и через какое-то время бежит в Европу.
Ну уж в Европе он оторвался. Выебывался как мог… «юден капут!», «вайт пауэр!», «остановим коммунистическую заразу!», «контркультуру в массы!» и пр. Не гнушался, говорят, и классическим гомосексуализьмом. Его даже арестовывали за непристойное поведение (в туалете каво-то выебал…).
Жена, кстати, послала его нахуй. В 1963 году они развелись. Какое-то время он жил у своей матери. Но в 1970 году она умирает. Потом у него видимо кончились чистые носки, да и жрать захотелось, и он попросился обратно к жене. Та согласилась его принять. Они поселились рядом с Принстоном. Нэш, каким-то образом наебывая вахтеров, частенько шлялся по пустому университету, громко (вызывая раскатистое эхо в коридорах) пердел, наводя ужос на молоденьких студенток, писал на досках всякие мерзости да пахабщину, которых понабрался в Европе, и которые студенты по своей недалекости принимали за «загадочные математические формулы». По какой-то причине песды за свои выкрутасы он так и не получил. Даже прозвище студенты ему дали безобидное: «фантом» блять…
Естественно весь научный мир давно хуй положил, на этого психа. Да и не мудрено… За 30 лет Нэш не написал ни одной статьи. Не… теория то игр жила и развивалась и в 70-80 годы как раз переживала бум. Может изредка и вспоминали, что был такой – Джон Нэш, но, думаю, все давно решили, что он кони двинул. Однако… в начале 90-х Нэш объявился снова. Начал лепетать чо-то там осознанное, вспомнил блять как складываецо два плюс два… Увидев играющих в «Терезу» и «Ларри» студентов, он начал осваивать компьютер…
До сих пор загадка, как он смог справиться со своей болезнью, ибо параноидальная шизофрения – неизлечима. Сам Нэш говорит, что «интеллектуально от нее отказался», т.е. научился отличать иллюзорный образы от реальных. Это Вам, между прочим, не шубу в трусы заправлять…
«В наиболее распознаваемом виде это началось с отказа от ориентированных на политику размышлений как, по существу, бесплодных умственных усилий» (Дж.Нэш - «Автобиография»).
В 1994 году он получил Нобелевскую премию по экономике, как «пионер в анализе равновесия в теории некооперативных игр». Кстати, премию он получил фактически за самую свою простую и понятную работу (напомню: написанную в 21 год). Часть его трудов до сих пор могут оценить лишь всего несколько ученых его же уровня.
«Нобелевская премия открыла для меня признание мира… Я стал почетным членом различных научных обществ и организаций… Мне ясно, что всего этого бы не было, если бы не она», - самокритично говорил он.
И только после получения премии (а не наоборот, как в фильме), Принстон принял решение разрешить ему преподавать студентам и выделил ему кабинет.
С женой в итоге они опять поженились. Растят сына - талантливого молодого человека… тоже больного шизофренией…
Что тут можно ещо добавить?
Эксперименты, в которых команда Нэша в свое время фиксировала особенности поведения игроков, в начале пятидесятых были расценены как провал. Сегодня они легли в основание «экспериментальной экономики». «Равновесие Нэша» активно используется в анализе олигополий: поведении небольшого количества конкурентов в отдельном секторе рынка.
Кроме того, на Западе теория игр активно используется при выдаче лицензий на вещание или связь: выдающий орган математически высчитывает наиболее оптимальный вариант распределения частот. Точно так же успешный аукционист сам определяет, какую информацию о лотах можно предоставлять конкретным покупателям, чтобы получить оптимальный доход. С теорией игр успешно работают в юриспруденции, социальной психологии, спорте и политике. Для последней характерным примером существования «равновесия Нэша» является институционализация понятия «оппозиция».
Однако теория игр нашла свое применение не только в социальных науках. Современная эволюционная теория была бы невозможна без представления о «равновесии Нэша», которое математически объясняет, почему волки никогда не съедают всех зайцев (потому что иначе они через поколение умрут от голода) и почему животные с дефектами делают свой вклад в генофонд своего вида (потому что в таком случае вид может приобрести новые полезные характеристики).
А фильм… Да гавно полное, а не фильм… Зная биографию Дж. Нэша ещо до просмотра, я надеялся увидеть, что-нить типа фильма «Пи» Д. Арановски… пусть даже в облегченном варианте (иначе хуй бы кто дал ему «Оскара»), а тут блять сопли какие-то, утаивание фактов, откровенный песдешь в конце-концов…
Я тут по и-нету полазал, сматрел мнения людей, думал: «может я чего не понял?». И судя по большенству восторженных воплей, я действительно чего-то не понял… На Рассела мать его Кроу ваще пол и-нета оказываецо после этого фильма дрочит… «Великий актер… не только в боивиках играть может… В этом фильме он раскрыл весь свой талант…»
Тьфу, блять…
(c) skotstvo.com