«И умоются кровью те, кто усомнится в нашем миролюбии…»
Среди мутного потока блокбастеров «фабрики грез», замешанных на адской смеси спецэффектов, политкорректности и всеобщего «хэппи-энда», иногда попадаются фильмы, прямые как шпала и резкие как понос. В которых нет ни капли гламура, а только суровые будни суровых мужиков. Один из таких – Boondock Saints («Святые из трущоб»). Режиссер Трой Даффи, в ролях Уильям Дефо, Шон Патрик Фленнери, Норман Ридус. Перевод ст. о\у Goblin’a. Поскольку фильм не про институт благородных девиц, матом там не ругаются. Там на нем разговаривают.
Если бы не титры, я бы с чистой душой подумал, что этот фильм Тарантино на пару с Гаем Ричи сваял, причем оба были явно в ударе. Однако режиссером здесь выступил некто Трой Даффи (поскольку я киноман так себе, на «три с минусом», его творчество вспомнить не могу), и должен признать, он не подкачал. Респект, однозначно.
Маленький городишко Бостон (США) зажат в тиски криминальных элементов. Это итальянская мафия (ведомая доном «Папа Джо») и (как же без этого) русским преступным синдикатом (председатель Юрий Петров). Как только я понял, что американцы приплели русских, то сразу напрягся. Но вроде ничего, до идиотизма при показе русских в «Красной Жаре» фильм не добрался. Так, слегка чушь собрали, но в целом впечатления не портит.
Основная идея фильма – возмездие за зло, причиненное на земле. Понятно, что все круто замешано на почве религии, в данном случае с набожным ирландским уклоном. Главными героями выступают два брата-ирландца, Коннер и Мерфи, волею судеб вставших на путь очищения мира от скверны.
Действие фильма начинается с утренней проповеди в день Святого Патрика. Кроме общих религиозных фраз, священник говорит о невинно убиенной маленькой девочке, и, самое главное, о равнодушии окружающих людей. Намек понят, да. После церкви братья идут на работу на мясокомбинат, где всем демонстрируют, какие они удалые и веселые парни, а вечером, понятно, в паб, выпить. Там и завязывается сюжет. Вскоре в пабе появляются: еще один герой картины – итальянец Дэвид Делла Рокко, друг братьев и «мальчик на побегушках» у итальянских мафиози и (вот они!) русские бандиты из русского преступного синдиката. Наши соотечественники пришли объяснить владельцу бара, что пора ему лавочку закрывать и по-тихому свалить, поскольку здание уже вроде как наше, русское (испытал приступ гордости за родное умение вести переговоры). Переговоры со стороны наших вел Иван Чехов (!). С фантазией на наши имена и фамилии у них так же никак, как и у нас – на их. В ходе просмотра фильма подумал – почему Белинским никого не назвали? Писателям все, а критикам – шиш. Обидно ж.
В ответ на лестное предложение наши неунывающие братья вписались в разборку и при поддержке остальных присутствующих наваляли отечественным бандитам (чувства обуревали противоречивые), после этого Ваню Чехова уложили пузом на стойку и, облив алкоголем задницу, подожгли. Беспредел, короче, учинили. К ним как к людям, по доброму, а они… Разумеется, такое не прощается, и Иван с корешем пришли на утро искать сатисфакции…
В фильме есть места, где повествование разворачивается не в хронологическом порядке, а как у Тарантино, задом наперед. Это сцены возмездия. Сначала все идет-идет, потом «бах» и уже полиция с ФБР грузят трупы сволочей тележками. Смотреть не мешает, наоборот, прикольно.
После драки братьев с нашими соотечественниками в баре на сцене появляется агент ФБР Пол Смекер в исполнении Уильяма Дефо. Декорации сцены: знакомый нам Ваня и его кореш в кучах мусора на помойке. Разумеется, мертвые.
Пол Смекер изображен как настоящий профессионал сыска, чисто современный Шерлок Холмс. Аж не верится. С ходу просекает тему, влет восстанавливает события, вплоть до мельчайших деталей. Элегантен, суров, за словом в карман не лезет. К местной полиции, как бы помягче сказать, испытывает слегка покровительственное презрение. Но он голубой. Да уж, тут я испытал культурный шок. За каким чертом понадобилось делать сурового агента ФБР гомосексуалистом, я, честно говоря, не понял. Но Уильям Дефо сыграл, конечно, отчаянно. В сцене, где он, переодевшись проституткой, целовался с итальянским мафиози, чтобы отвлечь его внимание, я чуть не сблевал. Тяжел, блин, хлеб актера. Может, Дефо сам того? Нравится ему? Настолько, понимаешь, реально сыграно.
И вот Смекер, осмотрев место гибели Ивана, восстанавливает ход событий, и вуаля, нам показывают, как все было. Рассказывать как было, понятно, не буду, но снято великолепно.
Прознав о том, что ими активно начинает интересоваться ФБР, братья почесали головы и решили сдаться в полицию. Что и было проделано, однако их не посадили, сочтя их действия самообороной. В участке их определили на ночь в камеру (от прессы), где и настало им ощущение, что зло должно быть наказано. Наступило это ощущение через воспоминания о проповеди, невинно убиенной маленькой девочке и убийстве Вани Чехова.
После выхода из участка они принялись незатейливо гасить всякую сволочь из числа бандитов. Понятно, главарей. Снято настолько здорово, просто слов нет. Музыкальное оформление тоже отличное, все к месту.
В фильме присутствует несколько забавных эпизодов – чтение молитвы перед казнью плохих парней (дело Джулса живет и побеждает. Их молитва, кстати, прикольная, надо бы выучить). Раскладывание монеток на глаза убитых. Подколы Смекера над местными полицейскими. Случайное убийство кота с кровищей на всю стену (так и просится аналогия). Порадовало то, что в фильме нет пустопорожних псевдофилософских базаров ни о чем, как в Криминальном Чтиве. Все машут стволами, кроют всех матом, и строго по делу. А дело их правое.
Подельник братьев, позже примкнувший к их движению, итальянец Дэвид Делла Рокко, изрядно повеселил своим поведением: этакий восторженный мститель, несколько неуравновешенный и импульсивный. Зачет, однозначно. Позже его грохнули, правда. Жаль пацана. Концовка же фильма оказалась непредсказуемой, что несказанно радует. Нечасто такое встретишь.
В общем и целом, любителям творений Тарантино и Ричи – отсмотреть рекомендую. Не пожалеете.