Один из самых лучших фильмов о войне, на мой взгляд. Жестокий, кровавый, полный несправедливости и обыденности смерти. Никакой военной романтики, бравады, патриотизма. Ты проявил храбрость и убил пятерых вражеских солдат, потом получишь орден и повышение, но сейчас рядом лежит твой товарищ с оторванной ногой и двумя пулями в животе, орет и дергает культей, а рядом с ним еще двое, молчат. Убиты на месте. И ты сейчас жив только потому, что тебе повезло, а ни хуя не потому, что ты так крут.
В оригинальном переводе фильм называется «Государственный флаг», но «38-я параллель» подходит как-то лучше – это линия, которая разделяет не только Северную и Южную Корею, но и людей на войне: на озлобленных убийц и на тех, кто пытается сохранить внутри остатки цивилизованности; на врагов и на друзей, или просто приятелей; на тех, кто умер сразу и на тех, кто перед смертью несколько часов хрипел в окопе, мешая собственные кишки с грязью; на живых и мертвых.
Итак, Южная Корея, 1950 год, начинается война. Два братана по невезухе попадают на фронт, но по закону из одной семьи могут призвать только одного мужчину, да и у младшего к тому же проблемы с сердцем, поэтому старший хочет отправить его домой, но просто так его никто не отпустит – хуле, воевать-то особо не кому. Сделать это можно, только если старший заслужит орден там, или медаль – как повезет. Ну, старший решает мочить. В прямом и переносном смысле: напрашивается на опасные задания, рискует в бою, убивает, убивает, убивает, получает повышение, опять убивает, убивает, чтобы выжить, чтобы отомстить, убивает в ярости, в бешенстве, не жалея ни себя, ни своих сослуживцев. У него есть только один близкий человек на этой войне – младший брат, который должен выжить и вернуться домой. А младший постепенно охуевает от старшего, да и выглядит старший на экране малость ебанутым – пленных расстреливает, издевается над ними, всех посылает на хуй и использует особо жестокие методы убийства врагов в бою: например, разбить гаду башку прикладом, а потом сунуть его этой башкой в горящий грузовик, да еще ногой прижать, чтоб, сцуко блять, не вылез. Пиздец, короче.
Вообще, боевые сцены в фильме занимают по времени процентов шестьдесят, а то и семьдесят и выглядят при этом очень натурально и жестко, не сопровождаясь ни какой музыкой – только взрывы, выстрелы, вопли да чавкающий звук разрываемых человеческих тел. Тяжело даже выделить какую-то одну сцену, все сделано очень динамично, напряженно, сплетено в единый клубок ярости и смерти, и это месилово затягивает своей страшной красотой и беспощадностью. Раза три я просматривал эпизод, когда при зачистке бойцы снимают с колодца тело убитого гражданского, а оно оказывается заминированным – бах! (негромко так, буднично), куски рук и ног летят в камеру, окровавленные солдаты дергаются на земле, орут в абсолютной тишине, брызгают кровью во все стороны, а остальные несколько секунд молча смотрят на них, не воспринимая неизбежность произошедшего.
Фильм снят в Южной Корее, но безо всяких политических корректив: показано и как северные мочили мирных жителей целыми деревнями, и как южане расстреливали безоружных пленных и своих же граждан на освобожденной после оккупации территории за то, что те, якобы, продались красным (подписали заявление на вступление в компартию в обмен на мешочек риса, чтоб дети с голоду не умерли). Потрясает актерская игра, особенно у исполнителя главной роли – так натурально передано боевое безумие, неистовство, жажда убивать – очень реалистично. Не удивлюсь, если при съемках он покалечил пару-тройку человек.
Короче, фильм сильный, рекомендую. А на финальной сцене, когда, уже в наше время, постаревшего младшего брата вызывают на место проведения мемориально-поисковых работ, он опускается на колени рядом с полуразрытым окопом, где лежат пожелтевшие кости его брата, только утром откопанного и опознанного… «Зачем я тебя тогда оставил?… Ты же обещал вернуться… Я тебя пятьдесят лет ждал, ты же обещал… Чего ты тут лежишь?..» - я не выдержал и самым постыдным образом пустил слезу, так зацепило… Вроде и снято безо всякой патетики, но так зацепило, пиздец…