Жанр: Боевик / Драма / Триллер / Ужасы
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Сара Полли, Винг Рэймс, Джейк Уэбер, Мекхи Файфер, Тай Беррелл, Майкл Келли, Линди Бут, Ким Пуарье, Бойд Бэнкс, Джейн Иствуд, Ханна Локнер, Том Савини, Кевин Зегерс
Официальный сайт: http://www.dawnofthedeadmovie.net/
Трейлер фильма
Фильм "Рассвет мертвецов" после первых 10 минут просмотра я сразу же отнёс к типу "аркадных" фильмов. Я вырос на видеоиграх, и аркадными среди них были: тетрис, арканоид, всевозможные вертикальные/горизонтальные стрелялки и т.п. Это игры, смысл которых заключался в получении удовольствия от самого процесса. В них не было никакого сценария/задумки. Ну какой сценарий может быть у тетриса?
Товарищ Снайдер решил сделать фильм в лучших традициях жанра экшн-ужастиков 80-х годов. Психологический "Кошмар на улице Вязов" отдыхает со своими сценарными заморочками.
Ещё до вывода на экран надписи "Dawn of the dead" зрителю объясняется всё, и в то же время почти ничего. Обрывков фраз с телеэкрана "..мир в панике...", "...мы не знаем что это...", "...оставайтесь в доме, не подходите к окнам..." дают достаточно информации чтобы понять, что это очередная экшн-версия апокалипсиса. Экшн, экшн и ещё раз экшн! Трупы! Море крови! Зловещая музыка!!!
На самом деле отсутствие глубогомысленного сценария лишь придало более глубокий философский подтекст фильму.
Большая часть картины снята в здании торгового центра. Мрамор, фонтаны, бутики, бары - плакатное отражение ценностей нашего общества. Часы Ролекс, туфли от Гуччи, двадцатипятилетний Хеннеси заменили человечеству истинные вечные ценности нашей цивилизации - книги, живопись, музыку.
Очень аллегорично изображён "пир во время чумы", когда выжившие начинают "жить" на полную катушку - одеваются в одежду из бутиков, бухают в барах, снимают порно на видеокамеру. Именно "жить" в кавычках. Назвать это жизнью нельзя. Называть их мародёрами - смешно.
На крыше они утраивают тир - стреляют по толпе мертвецов внизу.
"Давай теперь Джейсона Пракера*" - "хорошо, сейчас". Человек берёт бинокль и выискивает в толпе мертвецов ходячий труп Джейсона Паркера, потом прицеливается и выстреливает Перкеру в голову.
Цинизм в высшей своей форме.
Ты можешь творить что угодно! Бухай! Трахайся! Не признавай законов! Плюй на всё!
В любом случае смерть ждёт тебя за дверью.
Так для чего нужны моральные устои и принципы? Для обеспечения справедливой и безболезненной жизни человеческого общества? Чушь! Это раковая опухоль цивилизации. Мы обрастаем всё новыми и новыми моральными принципами и всё слабее видим за ними реальность.
Цинизм - вот главное в жизни. Удовлетворение собственных потребностей и прихотей.
Не зря в сценарий включена и супружеская пара - парень-негр(американская полит-корректность:)) и его жена - беременная русская девушка.
От укуса мертвеца человек очень быстро умирает и "воскресает" уже таким же кровожадным мертвецом. Все запершиеся в здании об этом знают.
Девушку укусили за руку. Пока зараза не распространилась по её организму. Её муж ни на секунду не отходит от неё. Психологически подготавливает её к родам - "тысячи лет женщины рожали вне больниц. Ничего страшного. Всё будет хорошо."
Товарищ очень любит свою жену и своего будущего ребёнка. В разговоре с одним из героев фильма он заводит очень серьёзный(для среднестатистического американского зрителя) разговор:
- Я много сделал плохого в жизни. Это всё - мне в наказание. Я грешил и неотрекаюсь от своих грехов. Но моему ребёнку за что такое наказание? Он то в чём виноват?
В итоге у девушки начинаются схватки. Муж уединяется с ней и помогает принять роды. Но в процессе родов она мутирует в мертвеца. А он, совсем потеряв голову и привязав ходячий труп своей беременной жены к кровати, всё ещё пытается спасти плод. Приходит тётка с пистолетом и видит живого мертвеца привязанного к кровати и сидящего радом обезумевшего негра со свёртком простынок в руках. Адекватно мыслящая женщина достаёт пистолет и без раздумий выстреливает мертвецу в голову. На что сумасшедший вдовец кричит "ты убила мою жену!" и стреляет в неё. Она успевает выстрелить в ответ. Погибают оба.
И опять речь ведётся об адекватности и цинизме. Авторы изображают сложную дилему. Как можно убить любимую жену, даже если она - ходячий кровожадный мертвец???
Можно ли безумство любви оценивать в человеческих жизнях? Ведь глупость мужа-слепца привела к гибели двух человек и его самого.
Можно ли заранее убить ради безопасности оставшихся в живых укушенную мертвецом беременную женщину, если она ещё не мутировала в мертвеца?
И если можно, то ЗАЧЕМ??? Зачем это делать? Ведь всё равно никакой цели нет. Всё равно смерть ждёт за дверью и рано или поздно прийдёт за тобой. Так ЧЕГО же ты боишься? ЧЕГО же ты хочешь успеть до прихода смерти? Купить подороже машину? Выпить побольше дорогого коньяка? Оттрахать побольше элитных блядей?
Очень знаково показан "побег" героев фильма из здания торгового центра. Побег в никуда. Ценой больших усилий и человеческих жертв они всё же добираются до пирса на озере и уплывают на яхте в никуда. Ищут якобы какой то остров. Есть вероятность, что на нём нет ходячих мертвецов.
Начинаются титры.
Псевдо-хеппи-энд. Большая часть зрительного зала уже вышла на улицу.
У меня с детства была глупая заморочка - досматривать фильмы до КОНЦА - до настоящего - до конца титров.
Вчера я понял, что юродивый, как оказалось, не я, а все они - те кто уже вышли.
В титрах между делом показывается съёмка любительской камерой, отрывками:
"....я нашёл камеру..."
"...тут записи...смотри...это его девушка..."
"...у нас топливо кончается...."
"...еды осталось мало..."
В объективе камеры виден берег...
На пирсе тихо и спокойно. Наконец-то долгожданная земля.
Но что это?
Сквозь заросли на пирс вываливается толпа обезумевших мертвецов...
"...срочно все в лодку!!!..."
Слышны крики, потом перед камерой промелькивают изуродованные лица мертвецов...
Нам дали понять, что не выжил никто.
Существование бессмысленно.
Абсолютно бессмысленно.
Человечество начало задумываться о смысле жизни как только появился на планете первый Homo Sapiens. Многие тысячелетия эволюции не смогли дать нам в качестве смысла жизни ничего лучшего кроме религии. Религией мы обясняем многие непонятные вещи. Религией мы воспитываем целые нации. Система норм-запретов выработанная нашими примитивными предками - не это ли главный тормоз развития цивилизации?
Отмените ограничения! Перестаньте стесняться произнося слово "секс"! Отмените цензуру! Разрешите наркотики!
Человечество наделено инстинктом самосохранения, и посему само установит себе рамки дозволенного.
© [FiRe] 29.04.2004
Читать другие мнения о фильме.
-----------------
* - имя вымышлено мной.