Купил "КУКУШКУ" на DVD. Посмотрел. Рогожкин молодец. Сам фильм мне не понравился, но за историческую ловкость - 5 баллов.
Фильм начинается с того, как группа финских военных приколачивает своего сослуживца к скале, даёт ему винтовку с оптическим прицелом, мешок с хавкой и канистру воды, предупреждают, чтобы тот не стрелял, пока они не уйдут и, потрясая кулаками (мол, "Но пасаран!" - Они не пройдут!), бодрой рысью исчезают в зарослях карликовых елей.
Вообще говоря, "кукушками" во время советско-финской войны 1939-го года наши называли финских снайперов-смертников, которые привязывали себя к верхушкам елей и мочили расчёты артиллерийских орудий и гаубиц, подносчиков боеприпасов, посыльных, дозорных, и просто одиночно передвигавшихся военнослужащих Красной Армии, в основном, желательно, офицеров. А тут уже 44-й год, Финляндия еле тянет и вот-вот выйдет из войны, всё плохо и, короче, фины снова "кукуют".
Прикованный к скале солдат Вейко (Вилле Хаапсало) "куковать" не желает. Как только сослуживцы скрываются из виду, он пытается перестрелить цепь, которой он за ногу прикован к камню посредством длинного металлического штыря. У него ничего не получается, Вейко матерится и начинает разводить на шляпке костыля костерок, периодически заливая его холодной водой из канистры. Камень от таких термических воздействий начинает по-тихоньку крошиться, но унтер добросовестно вколотил костыль и до свободы ещё далеко. Вейко жрёт из банки тушняк, цепляет винтовочным ремнём камень у подножия скалы (вообще-то это не скала, а большой валун) и молотит по высунувшейся части штыря с целью расшатать. Потом снова "кипятит" камень и так до тех пор, пока у него не заканчивается вода. Козалось бы, "всё, приехали!", но Вейко - шарящий воин, он потрошит боеприпас, ссыпает из патронных гильз порох в околоштырьковую лунку, которую он проковырял в варёном камне штыком, обкладывает сверху мхом (иначе порох не взорвётся, а просто сгорит), поджигает всё это дело и укрывается с головой шинелью. Ба-бах! Штырь вылетает, Вейко свободен. Он некоторое время радостно матерится потрясая цепью, хватает винтовку без патронов и удаляется бодрым походным шагом.
Параллельно показывают, как разжалованного в рядовые капитана Картузова (Виктор Бычков - "бомж" Померанцев из "Убойной силы") везут на "Виллисе" в отдел СМЕРШа. "Виллис", кстати, замечает финн, разглядывает сидящих через оптический прицел и не стреляет - у него и так дел по горло. Неожиданно налетают "Мессершмитты". В советском камуфляже, со звёздами - они расстреливают "Виллис" и всех, кто в нём сидел.
Появляется новое действующее лицо - саамка Анни (Анни-Кристина Юусо). Ничего так девка, но, разумеется, только в прифронтовой полосе и то, после ста грамм. Она находит раненого Картузова и тащит к себе в берлогу. Спустя некоторое время там же появляется и Вейко - ему охота снять с ноги кандал с цепью...
Цитирую Экслера: ""Кукушка" - фильм о войне и о том, что она делает с людьми. О том, как бывает нелегко людям понять друг друга, когда они говорят на разных языках. О том, что им все-таки нужно пытаться найти взаимопонимание, чтобы не произошло трагедии. А также о том, что самые разные люди в самых сложных ситуациях все-таки могут помочь друг другу, и именно в этом кроется основа выживания в тяжелые периоды жизни - взаимопомощь, желание понять друг друга." Короче, "мир-дружба-балалайка".
Теперь про историческую ловкость. Налетевшие псевдосоветские самолёты были действительно "мессерами". Правда, Картузов сказал мамлею, что это наши штурмовики, и это странно, потому как на фронте при определении "свой-чужой" ориентировались по силуэту (это справедливо как для самолётов, так и для танков - поэтому-то, кстати, расчёты немецкой противотанковой артиллерии расстреливали "свои" трофейные КВ и Т-34, несмотря на то, что танкисты рисовали увеличенные кресты - на дальности километр и больше всё равно не разобрать, что на броне нарисовано), а не по крестам-звёздам. Я подозреваю, что Картузов нарочно ввёл младшего лейтенанта в заблуждение.
Надеялся таким образом спастись (и спасся). А вообще, если уж быть до конца объективным, силуэтом 109-й действительно несколько похож на наш штурмовик ИЛ-2, но это снизу и на большой высоте, а немцы заходили на бреющем и пикировали довольно низко... Как бы то ни было, "Виллис" атаковали именно два "Messerschmitt Bf 109", кажется, K-4-й модификации. Молодца, Рогожкин!
Далее. Рядовой Вейко обут в егерские горные ботинки на толстенной подошве с металлическими "ледорубами". На фуражке и нарукавном шевроне - "эдельвейс", а в правой петлице буковки "SS". "Что за..." - думаю. И тут, "знакомясь" с Иваном Картузовым, Вейко говорит: "А-а, эсэсовская форма... Ты что думаешь, я из дивизии "Норд"? Они всех нас так одевают, чтобы мы в плен боялись сдаваться..." Стало быть, имеется ввиду 6-я горнопехотная дивизия СС "Nord". И тут Рогожкин не сплоховал!
Как уже было сказано, сам фильм мне не очень... Живут вместе трое непонимающих языка друг друга людей и на этом всё построено. Так, Картузова, например, до конца фильма звали "Пшелты", потому что он, когда знакомились, всех посылал. И сына его Анни потом так назвала (супротивники, невзирая на языковой барьер, успели не только подраться, постреляться, в бане попариться, но и саамку по очереди оплодотворить). Другого сына она назвала, понятно, Вейко...
Резюме: Под пиво, с пацанами - сойдёт (так и смотрелось, кстати).