Год выпуска: 2010
Страна: США
Жанр: хоррор/ психологическая драма
Режисссёр: Мэтт Ривс
В ролях: Коуди Смит-Макфи, Хлоя Грэйс Моритц, Ричард Дженкинс, Элиас Котеас
Доброго полнолуния киноманам!
Сегодня речь пойдёт о редком, и поэтому, примечательном явлении в голливудском кино – фильме о негламурных (-sic!) вампирах. Казалось бы, в наличии взаимоисключающие параграфы. Любая девушка в возрасте от 14 до 40 точно знает, что настоящий вампир должен быть крайне романтичным и загадочным метропидосексуалом, и непременно обязан носить имя Эдвард. Опять же, любой мужик уверен, что вампиры обитают исключительно в самых грязных кабаках Мексики, а наиболее примечательные из них обладают качественными сиськами, умопомрачительной жопой и проводят большинство свободного времени, танцуя с питоном на плечах. Однако, режиссёр Мэтт Ривс решительным усилием воли опрокинул оба стереотипа и выдал замечательную картину в стиле “герой дня без галстука”.
Итак, американское захолустье, судя по постоянным морозам, штат типа Вашингтона или Монтаны, начало 80х. Главный герой – 12-летний задрот Оуэн, которого постоянно чмырят в школе, знакомится со странной девочкой по имени Эбби, недавно заселившейся в соседнюю квартиру. Казалось бы, даже тупому американцу должен показаться странным тот факт, что в 20-ти градусный мороз девчушка гуляет по снегу босиком, от неё пахнет могилой, из дому она выходит только ночью, и при встрече глухим и демоническим голосом делает заявления типа “мы не сможем быть друзъями, смертный”. Но наш герой, очевидно так истосковался по компании, что пропускает это мимо ушей и чуть ли не навязывает девочке свою дружбу. У Эбби, кстати, есть папа, который имеет занятную привычку ночью прогуливаться по округе, надевая на голову мешок от мусора для пущей конспирации, похищать людей, подвешивать их за ноги и сливать их кровь в пятилитровую бутыль от спирта “Ройаль”. Кровь он приносит дочери, сразу видно - хороший семъянин.
Впрочем, папе уже сильно за полтинник, поэтому иногда он теряет кровь или упускает жертву, за что немедленно получает живительных пиздюлей от дочки. Что характерно, удары папиной башки о стенку и утробный вой 12-летней Эбби слышит весь дом, а ментам никто не звонит. Вот что значит цивилизованная, демократическая страна – умеют люди уважать чужое privacy.
Ну и доча тоже не сидит сложа руки – граждане, которые имеют дурацкую привычку бегать трусцой по ночам, немедленно оказываются подо льдом ближайшего озера в состоянии “пустой тетрапак”. Когда количество трупов в водоёмах начинает мешать работе местных очистных сооружений, к делу оперативно подключается полиция, уверенная, что в округе завёлся сатанинский культ. Заодно, видя что тупого мальчика Оуэна в школе одноклассники прессуют уже до побоев, Эбби решает помочь пацану, заодно отведав свежей крови шестиклассников. Вот так на фоне всего этого трэша, угара и содомии расцветает невинная детская любовь, тащемта.
Казалось бы, что не блистающий сюжетом фильм вполне укладывается в категорию “B”, если бы не два момента, которые вытягивают его на почти шедевральный уровень – стиль и актёрская игра. Стилем картина очень напоминает “Requiem for a dream” – тот же лейтмотив зависимости, только не от героина, а от гемоглобина, тот же беспросветный мрак, ужас, отчаяние и ложный хэпии-энд, опускающий героев на следующий круг ада. Фильм снят, замечательно используя эффект присутствия, постоянно мелькающие по краям кадра и даже заслоняющие его предметы, съёмка через полуоткрытые двери, из-за угла, превращают зрителя в наблюдателя.
Не меньшую роль в создании правильной атмосферы играет нарочитая антигламурность фильма. Никаких карнвальных масок Вольтури, спорткаров, тщательно отрисованных на компьютере коллег-оборотней и прочих воздушных замков не наблюдается. Всё крайне приземлённо – вампиры убивают случайных прохожих за пару долларов и стакан крови, носят застиранные спортивки, живут в клоповниках, передвигаются на рейсовых автобусах и в целом далеки от образа альфа-хищника и владыки мира. Всё почти также мрачно, как в фильме “Near Dark”, только вот совсем без надежды на лучшее.
Переходя к актёрской игре, лавровый венок по праву принадлежит Хлое Грэйс Моритц (она же маленькая девочка с мечом из “Kick-ass”), но если в кинокомиксе она в основном поражала срывом шаблона, то здесь демонстрирует серъёзнейший талант. Далеко не у каждой получится столь достоверно изобразить абсолютно античеловеческую сущность, скрывающуюся под маской невинного ребёнка. Коуди Смит-Макфи весьма достоверно изображает тупую овцу, ну и ветераны Ричард Дженкинс в роли гула и Элиас Котеас в роли мента также не подкачали.
Итог: отличный фильм, умело сочетающий черты ужастика и психологической драмы, а также крупицы чёрной комедии. Рекомендую.