Год выпуска: 1989
Страна: Нидерланды/Великобритания
Жанр: психологическая драма
Продолжительность: 02:03
Режиссёр: Питер Гринуэй
В ролях: Майкл Гамбон, Хелен Миррен, Алан Хоуард, Тим Рот
Доброго времени уважаемым падонкам!
Сегодня в программе – интересный и необычный фильм от не менее необычного режиссёра Питера Гринуэя.
Как известно, Нидерланды славятся на весь мир сыром, шышками и кварталом красных фонарей. В принципе неплохо, но амбициозным людям всегда хочется чего-нибудь большего. В благословенные 80е, когда цены на сыр были стабильно высокими, а иммигранты из стран Ближнего Востока слишком малочисленными, чтобы отбивать у местных жителей блядей и шышки, голландскому министру культуры пришло в голову потратить немного денег из местного стабфонда, чтобы создать Нидерландам репутацию столицы мирового кинематографа. Для этих целей был нанят широко известный в узких артхаусных кругах режиссёр Гринуэй, ему выделены сотни денег и дано задание – снять так же как у Брнуэля, Феллини, Антониони и Линча вместе взятых, только лучше. Надо сказать, что исполнителем Гринуэй оказался ответственным, и с помощью цитат из мэтров и применения голландского национального продукта, выдал на-гора практически шедевр.
Сюжет незамысловат, хотя и представляет собой политическую сатиру. У некого авторитета по имени Альберт Спика жизнь удалась, и пацан пришёл к успеху. Он крышует отдельный район Лондона, у него есть “Ягуар”, жена с большими сискаме и типично английской жопой и банда преданных отморозков. Альберт – не дурак пожрать, поэтому, отжав у лоха ресторан, устраивает там штаб-квартиру, где принимает гонцов с награбленным и бесконечно рассуждает об интересующих его темах – жратве, хороших манерах за столом и пелотке своей жены.
Как назло, в ресторан повадился ходить некий интеллектуал по имени Майкл, немедленно вскруживший голову жене Альберта Джорджине своей интеллигентной манерой. Как говорилось в фильме “ДМБ”, новый кавалер выгодно отличался от старого отсутствием привычки бить партнёршу по спине в момент оргазма. Майкл и Джорджина начинают спонтанно трахаться прямо в туалете, подсобке, кухне и прочих потайных уголках ресторана, а Альберт, увлеченный уткой по-пекински, царапает рогами люстру. Впрочем, сколько верёвочке не виться, а конец рано или поздно будет, причем конец явно не самый счастливый, ведь Альберт и так в жизни строго следует принципам ББПЕ, а узнав об измене, поклялся перед братвой: “я этого козла убью и съем”.
Казалось бы, Гринуэй невозбранно спиздил сюжет из самой что ни на есть бульварной литературы и нахально попилил миллионы голландских тугриков. Даже то, что в образе Альберта скрыта слегка завуалированная Тэтчер, а под Джорждиной подразумевается заморданная Великобритания, не спасает положения (в скобках замечу, что либералы всегда ненавидели Тэтчер – как же это можно – отобрать у ёбаных хиппи социалку и заставить работать!). Но недаром существует весьма мудрое изречение: “искусство это не что, а как”.
С визуальной и эстетической точки зрения фильм представляет собой шикарное зрелище, при виде которого киноман испытывает ощущения, сродные тем, которые школьник испытывает на премьере „Трансформеров”. Сюжет не столько насыщен отсылками к киноклассике и литературе, сколько состоит из них целиком и полностью. Никто, начиная с Данте и заканчивая Мурнау и Чапеком не ушёл обиженным. Фрейд рукоплещет в гробу. Каждая деталь каждого кадра тщательно подобрана, костюмы от Готье и декорации вызывают ассоциации с лучшими моментами загнивающего Древнего Рима. Игра актёров – выше всяких похвал, Майкл Гамбон создаёт образ, вероятно, самого отвратительного злодея в истории кино, а Хелен Миррен вскоре после роли Джорджины вообще дали рыцарское звание за заслуги в области искусства. Музыка Майкла Ниманда разрывает мозг, привыкший к синтезатору Ханса Циммера. Одним словом, смотреть – однозначно рекомендую, но одновременно предупреждаю, что попкорн под это кино может и не пойти.
Bon appetit!
P.S. Как же фильм и без морали: она однозначно присутствует – ебите жену каждый день и пореже зависайте в ресторанах, проблем в личной жизни будет меньше.