Год выпуска: 1997
Страна: США
Жанр: мистическая драма
Продолжительность: 02:14
Режиссёр: Дейвид Линч
В ролях: Билл Пуллман, Балтазар Гетти, Патриция Аркет, Роберт Лоджиа
Салют фтыкателям!
Сегодня в культурной программе – “Шоссе в никуда” Дейвида Линча. Обозревать фильмы Линча настолько же непросто, как и комментировать всемирно известное произведение искусства, вроде Давида Микеланджело или «Крика» Мунка. У великих мастеров эффект воздействия на сознание человека достигается не самими элементами произведения, а умением автора собрать из базовых кирпичиков, воздействующих на сознание, комбинации, способные немедленно вызвать отклик в самых тёмных уголках души.
Для меня Линч всегда был мастером наиболее действенной формы ужаса – страха неизведанного, и большинство его работ в этом жанре («Синий бархат», «Твин Пикс» и обозреваемое «Шоссе в никуда») напоминают слоёный пирог, разукрашенная сладкая корка которого скрывает много крайне неаппетитных слоёв. Соответственно, описывать сюжет «Шоссе в никуда» - дело весьма неблагодарное. В лучшем случае получится описание шоколадного крема и цукатов.
Фильм состоит из двух связанных между собой историй. Первая повествует о интересной судьбе саксофониста Фреда Мэдисона. Несмотря на наличие любимой работы и шикарной жены Рене, Фред чувствует себя не в своей тарелке. Жена, с момента свадьбы верно выполняющая свои обязанности, любезно и мило общающаяся с мужем, тем не менее кажется ему чем-то большим, чем просто человеком. Фред уверен, что некая сила постоянно наблюдает за ним, вторгаясь сначала в его сны, а затем и в его дом. В один прекрасный день неизвестный присылает Фреду кассету, где запечатлён сам Фред в постели с Рене. В эту же ночь герой просыпается и видит рядом с собой нечто, явно не похожее на Рене.
Жена убеждает его, что это был кошмар, но через несколько дней Фреда будит фраза “Дик Лорент мёртв”, произнесённая неизвестным через домофон, и в ту же ночь он встречает человека из своих кошмаров на вечеринке. Дальнейшие события быстро покрываются сюрреалистичным мраком, но приходит в себя Фред уже в тюрьме, в ожидании смертного приговора за убийство Рене.
Вторая история начинается с того, что Фред таинственным образом пропадает из тюремной камеры, а вместо него в камере оказывается молодой автомеханик Пит, не способный объяснить, как он там оказался. После небольшого замешательства Пита освобождают и он возвращается к повседневной жизни, под надзором полиции, которая жаждет узнать, куда делся осуждённый на смерть убийца. Выясняется, что Пит, несмотря на скромный социальный статус, водит дружбу с крупным гангстером Мистером Эдди, известному полиции как Дик Лорент. Пит тюнингует ахуительнейший “Mercedes 6.9. SEL”, принадлежащий Мистеру Эдди, а тот в ответ покровительствует пареньку, приглашая на закрытые свинг-парти и подкидывая элитное снафф-порно. Также Мистер Эдди любит читать людям нравоучительные лекции о необходимости соблюдения ПДД, подкрепляя уроки ударами рукояткой “Дезерт Игла” в морду.
Интересные времена в жизни Пита начинаются в тот момент, когда вместе с Мистером Эдди в автосервис приезжает его любовница – Элис Вейкфилд, как две капли воды похожая на Рене. Гангстер не одобряет подобные походы налево, но романс уже не остановить.
Элис рассказывает Питу о обстоятельствах своего знакомства с Мистером Эдди, и предлагает украсть у одного из его партнёров деньги, чтобы убежать из города навсегда. Пит соглашается, не зная, какую цепочку событий запустит этот его выбор. Впрочем, вопрос о том, мог ли Пит вообще сделать какой-либо выбор, а также о том, что на самом деле из себя представляет Элис, остаётся открытым…
«Шоссе в никуда» никогда не пугает зрителя напрямую, а скорее приоткрывает дверь в хтонический ужас, выполненный в лучших традициях Лавкрафта. Мало того, картина намекает нам, что абсолютно любая дверь, за которой мы привыкли видеть кусочек нашего обыденного мира, при следующем открытии может привести нас в такое место, где подсознание с удовольствием утопит в своей пучине жалкие остатки разума, пытающиеся осознать происходящее. Наш мир, кажущийся нам столь понятным и стабильным, на проверку оказывается лишь тонкой маскировочной сеткой, натянутой над бездной, пристально следящей за нами.
Сценарий, написанный Линчем в соавторстве с Барри Гиффордом высоко держит марку маэстро, темы насилия, сисег и различных извращений ДС- направленности (Линч – знающий толк месье) раскрыты на 100%. Актёрский состав не подвёл: Билл Пуллман хорош, его doppelganger Балтазар Гетти прекрасен, Патриция Аркетт в целом и её жопа/сиске в частности излучают тонны сексуальности и загадочности, ну а Mystery man – за гранью добра и зла. В саундтреке присутствует и очень хорошо дополняет сцены оргий Rammstein.
(Cпойлер нах!!!) Мораль фильма на мой взгляд весьма проста – если вам повезёт сочетаться браком с зачотной пелоткой с нежным голосом и сискаме 4го размера, то с вероятностью 99,9% она является вратами для прохода потустороннего древнего зла в ваш дом. И единственный способ защититься от такой чёрной магии – постоянно затыкать рот пелотке своим хуём, не давая ей возможность произнести заклятие “fac introire”. Рано или поздно демону надоест и он переключится на другую жертву. Приятного просмотра.