Год выпуска: 1975
Страна: США
Жанр: психологическая драма
Продолжительность: 02;05
Режиссёр: Сидни Люмье
В ролях: Аль Пачино, Джон Казайл, Джеймс Бродерик , Ланс Хенриксен
Привет любителям хорошего кино!
После недавнего просмотра нео-фантастики, бессмысленной и беспощадной, захотелось чего-то знакомого, доброго и вечного. Поэтому сегодня у нас в гостях очередная порция киноклассики, а именно – “ Собачий полдень ”, c Алом Пачино в главной роли. Если быть точным, то название фильма правильно переводится скорее как “неизбежная расплата”. Есть в английском такое выражение “every dog has its day”, что означает “каждому негодяю придёт конец” (если кто помнит, Тони Монтана именно так и заявил продажному копу Бернштейну, прежде чем его пристрелить). Соответственно фильм и рассказывает о истечении последних часов двух гопников.
Завязка сюжета банальна – в банк за пять минут до закрытия заходят трое вежливых молодых людей, наставляют стволы на персонал и требуют ключи от сейфа. Менеджер, не будь дурак, отдаёт. Казалось бы, все должно идти по плану, но открыв сейф, грабители обнаруживают, что их накололи с наводкой, и в сейфе пусто, а в кассах только мелочь и меченые купюры . Троица – явно не профессионалы, поэтому едва почувствовав приближающийся фейл, водитель сбегает, оставляя подельников в банке. Оставшиеся бандиты решают взять туристические чеки, но вместо того, чтобы захватить списки номеров чеков с собой, решают сжечь документы на месте, чем привлекают внимание работника соседнего офиса, который звонит в полицию.
В итоге 10 человек становятся заложниками, а ФБР и грабители начинают древнюю игру на выживание. Большую часть фильма составляют переговоры между лидером грабителей Сонни (Аль Пачино) и агентом ФБР Шелдоном (Джеймс Бродерик), демонстрирующие просто шикарную динамику развития событий и раскрытия характеров. Изначально Сонни, хоть и нервный, но уверенный в своём преимуществе, возит мордой по полу полицию и ФБР, раздаёт телефонные интервью и пользуется поддержкой толпы зевак.
Однако, когда выясняется что Сонни – ахтунг (несмотря на наличие жены и детей), и решил грабануть банк, чтобы убежать со своим бойфрендом в Мексику и сделать ему операцию по смене пола, вектор общественного мнения резко меняется, ФБР начинает наглеть и в голову Сонни постепенно приходит осознание того, что вполне вероятно, из этой передряги живыми им не выбраться. За одну гениальную игру Пачино в эту минуту фильм уже стоит посмотреть.
Сун-Цзы говорил: ”Поставьте армию противника в безвыходное положение, и она будет драться до конца. Покажите ей лазейку – она разбежится до последнего человека”. Так и ФБР, не желая рисковать заложниками, формально идёт на поводу у Сонни – даёт ему автобус и обещает самолёт. Агент Шелдон делает всё, чтобы у Сонни оставалось желание жить. Но подельнику Сонни терять нечего. Поэтому последней интригой фильма остаётся то, как Сонни отреагирует на вкрадчивый шёпот агента : “Не волнуйся, Сонни, о твоём друге мы позаботимся…”
Снят фильм в фирменной манере Люмье, много POV, присутствуют даже монологи на камеру. Актёрская игра – выше всяких похвал. Многие критики считают эту роль лучшей в карьере Пачино, ставя его игру даже выше “Крёстного отца” и “Лица со шрамом”. По мне Тони Монтану ничем не перебьёшь, но всё равно Пачино – кросавчег. Диалоги – на пять с плюсом, кроме того, фильм породил известнейшую цитату “when I’m being fucked, I like to get kissed a lot”.
Разумеется, по нашим меркам некоторые моменты фильма смотрятся несколько наивно, например готовность предоставить похитителям автобус и самолёт. Или запрет на снайперский огонь, хотя оба похитителя потеряли бдительность и вышли из-за укрытия. Конечно, в наше время единственный возможный вариант развития событий включает в себя спецназ, усыпляющий газ и 30-40% потерь среди заложников. Но даже для поколения Counter-Strike фильм смотрится на ура. Рекомендую.