Год выпуска: 1960
Страна: США
Жанр: Психологическая драма
Продолжительность: 01:48
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Энтони Перкинс, Дженет Ли, Вера Майлс
Сегодня хочу представить вниманию многоуважаемых падонкаф очередную порцию киноклассики, а именно - “Психопата” от матёрого режиссёра Альфреда Хичкока.
В связи с недавней разгромной рецензией на фильм „Головокружение” (“Vertigo”) того же режиссёра, хотел бы сразу честно предупредить фтыкателей – Хичкок режиссёр совсем не простой и весьма самобытный. Мне его стиль напоминает молодого Линча, с учётом того, что в 80е и 90е Линчу было позволено невозбранно копаться в самых тёмных уголках подсознания, а вот во времена Хичкока за такие шутки можно было получить реальный срок. Если кто не в курсе, то до конца 60х цензура в США свирепствовала не хуже чем в СССР, и хотя сцены насилия она худо-бедно пропускала, всё, связанное с сексом было под запретом и за двухсекундный кадр с пелоткой или сиськами режиссёр и продюсер отгребали по полной.
Что оставалось продвинутому парню из 60х, которому ну очень хотелось выплеснуть на киноэкран темы инцеста, трупоёбства, трансвестизма и массового применения кухонного ножа не по назначению, а цензура ни пущщала? Правильно, нагнетать обстановку непрямыми методами (игра света и тени, качественная музыка) и тонко намекать на запретное.
Собственно из намёков и полутонов и состоит весь фильм “Психопат”. Уберите весь стиль и получится типичный сериал с НТВ. Судите сами, сюжет прост до абсурда: уже немолодая пелотка по имени Мэрион Крэ йн ворует 40 тонн баксов у своего босса (с учётом инфляции это около полулимона в современных долларах) и бежит в другой штат, к своему ёбарю. По пути она останавливается в мотеле на отшибе, хозяином которого является на первый взгляд очень вежливый и приятный молодой человек по имени Норман Бэйтс. Он угощает главную героиню ужином, мило беседует с ней, и казалось бы, дело ненавязчиво движется в сторону половой ебли, но тут выясняется, что у Нормана есть крайне неврастеничная мамаша, которая не одобряет “всяких там шлюх”. Норман с синими яйцами уныло плетётся домой, а Мэрион решает перед сном принять душ. Ясное дело, что через некоторое время сквозь полупрозрачную занавеску душа мы имеем возможность наблюдать женский силуэт с кухонным ножом в руке…
Казалось бы, не хватающий звёзд с неба сюжет навеки обрекал фильм на прозябание на задворках американских кинотеатров – обычный грайндхаус, да и снял его Хичкок всего за 800 тысяч баксов и на самую дешёвую чёрно-белую плёнку, так что визуальным рядом зрителя было не удивить. Но один момент позволил фильму стать хитом и классикой – маниакально качественная работа режиссёра - кино снято так, что затягивает с первых минут. Простейшие компоненты, из которых собран фильм, подогнаны друг к другу как шестерёнки в швейцарских часах, каждая деталь фильма филигранно отточена и имеет свой смысл. Все ружья, висящие на стенах, не просто стреляют, но всегда попадают в яблочко. Если в фильме присутствует блондинка – то обязательно излучающая сексуальность и загадочность, если тень убийцы – то крайне зловещая и тёмная, ну а если музыка – то такая, что её кавер-версии делали все – от “Твин Пикса” до Баста Раймса.
К тому же, у фильма есть вполне актуальная и чёткая мораль – опасность подстерегает нас везде и любая бытовая ситуация может стать смертельной ловушкой. Как пел Цой “следи за собой, будь осторожен”.
Ну а теперь несколько слов о восприятии кино современным зрителем. Хичкок – режиссёр не для всех, и требует некоторого уровня подготовки для получения удовольствия от просмотра. Обвинять Хичкока в отсутствии “зрелищности” так же абсурдно, как обвинять инженеров “Феррари” в том, что их машины застревают в распаханном колхозном поле. Кинематографические достижения случаются в разных областях и все они равноценны. Область Кэмерона – охренительные открытия в области кино. Область Бэя – весёлый экшн и жопы на весь экран. Ну а область Хичкока – тщательнейшая подготовка и изумительно чётко сыгранные сцены. А у зрителя есть выбор – можно смотреть древнеримские батальные сцены, где у легионеров на руке электронные часы, можно наслаждаться отвязной чёрной комедией про качков из Майами начала 90х, по улицам которого катаются внедорожники 2002 года выпуска, ну а можно посмотреть скрипку Страдивари среди фильмов – “Психопата”.
P.S. Кстати, ещё пара слов о коммерческой стороне фильма. Плох фильм или хорош – решать критикам, но зритель проголосовал рублём и картина, снятая меньше чем за миллион, в прокате собрала 600 (!) лимонов, что позволило Хичкоку купить 30% акций киностудии MCA и на некоторое время стать богатейшим человеком Голливуда. Что-то мне подсказывает, что бессмысленному говну такую кассу не собрать.
Приятного просмотра. Напоследок – пара скринов.