Жанр: постапокалипсис/криминал/экшн/драма
Производство: США/Австралия, 2014
Режиссер: Дэвид Мишо
Сценарий: Дэвид Мишо, Джоэл Эдгертон
Продюсеры: Дэвид Линд, Дэвид Мишо, Лиз Уоттс
В ролях: Гай Пирс, Роберт Паттинсон, Скут Мак-Нэйри
«Завораживающая, фантастическая работа. Лучший пост-апокалиптический фильм со времен «Безумного Макса», - так оценил «Ровер» Квентин Тарантино. А он дело знает.
Многие зрители обратили внимание на то, что это, по сути дела, вестерн – то ли фантастический, то ли арт-хаусный. По идее, сюжет фантастический. Но что там фантастического? Только то, что действие происходит в будущем, причем не очень отдаленном, и, как указано в титрах, спустя 10 лет после «коллапса», т.е. глобального экономического краха. А так реализм самый настоящий, грязный, убогий. Снимался фильм в какой-то австралийской тьмутаракани, в депрессивном районе, прямо на натуре с ветхими убогими дощатыми домишками, с местными безработными жителями - белыми австралийцами, китайцами, аборигенами.
Что там от вестерна? А как бывает в вестерне? Вот у одинокого героя, странствующего неизвестно откуда неизвестно куда, какие-то бандиты угоняют лошадь. А лошадь ему почему-то очень дорога. Вот так сильно дорога, что за нее не пощадит он ни себя, ни других, сколько бы их ни было. И герой отправляется в погоню, благо бандиты бросили одну свою плохонькую кобылу. По пути подбирает одного из тех же бандитов, которого товарищи по ремеслу кинули помирать в пустыне. Выхаживает герой раненого, и отправляются они вдвоем в погоню. Пустыня, полное отсутствие закона, пистолеты и равнодушие к чужой жизни.
Правда, в старом добром вестерне одинокий герой должен быть благородным носителем высоких моральных принципов. Но «спагетти-вестерн» успешно преодолел эту традицию, так что появились и герои вполне себе без всяких моральных принципов, но таки странным образом успешно отстаивающие правое дело. Американцы эту идею подхватили (а они большие мастера подхватывать свежие идеи). И вот уже Клинт Иствуд, поднаторевший, кстати, в тех самых «спагетти-вестернах», сам продюсирует и снимает вестерн «Непрощенный» (1992 г., четыре Оскара), в котором герой вовсе не «рыцарь без страха и упрека». Правда, после преступной молодости герой Иствуда сумел «завязать», но когда прижало, пришлось браться за ружье, чтобы заработать денег ради прокорма двоих детей, ну а дальше - по накатанной дорожке, и сыгранный им Уильям Муни становится уже «убийцей без страха и упрека» - страха он действительно не ведает, а на упреки ему решительно наплевать. Но и этот герой все-таки близок к старому вестерну, где добро все равно побеждает благодаря главному герою, который вынужден выплеснуть все дремавшее в нем зло, чтобы покарать зло более масштабное, а затем предпочитает удалиться в закат и окончательно «завязать».
«Ровер» в этот отношении совершенно бескомпромиссный фильм. Эрик (Гай Пирс), отправляющийся в погоню за бандитами, угнавшими его машину, ни в коем случае не является положительным героем, что становится понятно уже в эпизоде покупки им пистолета, когда за неимением нужной суммы денег он просто пристрелил незадачливого продавца. Почему потом некоторые зрители еще питают какие-то иллюзии, совершенно непонятно. Весь дальнейший путь все действия и слова Эрика раскрывают в нем волка-одиночку, которому все вокруг глубоко безразличны. Да, в сцене допроса, когда он рассказывает офицеру свою жуткую историю, кому-то может показаться, что его гложет вина за прошлое. Не гложет. Напротив, именно на этом и построена его жизненная философия: всему миру на все плевать, это неправильно, так не должно быть, но это так, а раз так - стреляй первый. Неважно, кто там прав – прав всегда ты. Если понятие правоты еще сохранилось в этом безумном мире.
При этом Эрик – явно отмороженный персонаж, что проявляется уже в самом начале погони. Он не просто не боится – ему, похоже, все равно. Этот мир неправильный и Эрик просто упорно стоит на своем, потому что такова его, скажем так, жизненная позиция: чтобы выжить ты должен уметь драться.
На Эрика набредает Рэй (Роберт Паттинсон). Он тяжело ранен на месте перестрелки бандитов с армейским патрулем, (а армейские присутствуют в фильме эпизодически и то ли пытаются поддерживать порядок, то ли сами вносят свою лепту в общий беспорядок) и сумел выбраться. Дела парня плохи, но, узнав, что Рэй – младший брат одного из бандитов (Генри – Скут Мак-Нэйри), Эрик немедленно берет его в оборот. Ему нужен проводник, чтобы найти похитителей машины. Он в полном смысле слова спасает парню жизнь, найдя в этой заброшенной разоренной глуши доктора, после чего Эрик и Рэй вдвоем на стареньком пикапе, брошенном бандитами, начинают свою погоню.
Рэй – прямая противоположность Пирса. Он умственно недоразвит, он открыт и честен, он верит в Бога, в своего брата. Но за время, проведенное с Эриком, он попадает под сильное влияние этого жестокого и сильного человека. Эрик цинично разрушает веру Рэя, убеждая, что в этом мире никто никому не нужен, а потому и Рэй вовсе не нужен своему брату, который бросил его умирать на дороге. По ходу их путешествия, Эрик спасает Рэя, а Рэй спасает Эрика, так что они становятся в полном смысле слова напарниками и крутой убийца вполне доверяет своему умственно отсталому товарищу. Что и становится роковым. Ибо, в отличие от героя Пирса, герой Паттинсона остается человеком и ему все-таки важно понять, почему все произошло именно так, почему с ним несправедливо поступили. Эрик в такой ситуации хладнокровно стреляет первым прямо в цель, а Рэй медлит и мажет.
Финал многих, опять же обескуражил. Когда становится понятно, к чему и зачем все это было, зачем Эрик с упорством маньяка гнался за собственной машиной, чтобы вернуть ее, зритель оказывается в недоумении. Уж очень несоразмерна гора трупов, оставшихся позади, с таким финалом. Но на самом деле в этом мире тотального одиночества и у Эрика была своя привязанность, было чем дорожить. И он дорожит до конца, как может. Если это понять, понятно и то, почему ближе к финалу этот кремень… плачет. Эта жуткая история на самом деле о том, что люди все равно хотят остаться людьми. И это видно по тому, как пытаются поддерживать жизнь люди, встречающиеся по дороге, что у них все-таки остается какое-то понятие о жизни, даже у самых циничных. В конце концов, те же бандиты могли просто пристрелить Эрика в самом начале, однако, они этого не сделали. Но через всех переступают Эрик и Рэй. По сути дела, фильм Дэвида Мишо отрицает философию Эрика. И наказание для него в финале все-таки есть. Оно того не стоило. И даже такой жуткий мир остается миром людей. Просто у него не получается быть человеком.
И вот что еще подумалось: эта дикая погоня впервые за долгие годы внесла в жизни Эрика хоть какой-то смысл. Но только на время.
Смотреть ли фильм? Кто-то скажет, что он затянут – мне так не показалось. В фильме много чего происходит, повороты сюжета бывают очень даже лихие, неожиданные. Хотя в середине фильма разговоры таки разговаривают. Но не так уж много. Этот фильм вообще скуп на слова. Рэй, правда, пытается разговорить своего невольного попутчика, но тому достаточно скупых реплик, чтобы и объяснить свой взгляд на мир, и заставить Рэя заткнуться. А персонаж, который много говорил, кстати, первым и получил пулю в голову еще в начале. В общем, фильм своеобразный. Скажу банальность: о вкусах не спорят – кому-то очень нравится, кому-то нет. Тарантино вот понравилось. Ну, а по большому счету, мы сами стоим на пороге апокалипсиса. Как-то так. Наверное, не лишне будет посмотреть и задуматься. Фильм абсолютно мужской, так что вести с собой подругу уместно, только если она – ценитель.
Любите кено.