«ФОРТУНА ВЕГАСА»/ Lay the Favorite
Производство: США/Великобритания, 2012 г.
Режиссер: Стивен Фрирз
Сценарий: Бет Реймер, Д.В.Де Винсентис
В ролях: Брюс Уиллис, Ребекка Холл, Кэтрин Зета-Джонс, Джошуа Джексон
Как это подчас нередко бывает, об этом фильме писать крео мыслей не было. Уж больно мутно отзывались критики. А у меня до сих пор в планах «Ледяной дракон» (Обещал камраду Мигеллито еще в октябре. Извиняюсь за тормоз.) и недавно отсмотренная испанская картина «Анархистки». Последняя меня реально потрясла. Но это в планах. А сейчас коротенько скажу про «Фортуну Вегаса», ибо наша кинокритика начинает реально доставать. Впрочем, и западная критика фильм, мягко говоря, не хвалила. Но особенно напрягло то, что пишут в наших изданиях и интернетах про «нестыковки при монтаже», про «нарушение логики». Зная, что режиссер – серьезный пассажир, а фильм показывали на фестивале Санденс, не поверил. И был прав. С логикой все в порядке. А кинокритика… Про зарубежную врать не буду - не знаком. А соотечественники… Смотрят, что другие говорят. Посмотрели рейтинг на «Томатах», кто-то прочел отзыв западного рецензента – и пошло-поехало.
Конечно, это не блокбастер. Но многое в рецензиях – туфта несмышленышей. О чем история? О том, как девица по имени Бэт (Ребекка Холл) из города Таллахаси, штат Флорида (такая провинциальная глушь, хотя и столица штата), отправляется в Лас-Вегас «на ловлю счастья». Там она случайно попадает на работу к пожилому мужику Динку (Брюс Уиллис) – в прошлом букмекеру из Нью-Йорка, а ныне профессиональному игроку на тотализаторе. Его самого букмекером назвать сложно (хотя кинокритику это не смущает), ибо у него «схема» (после того, как в Нью-Йорке побывал под следствием – стал умнее) и он сам называет себя «игроком». Он действительно делает ставки, играет-проигрывает, а букмекерство – оно где-то сбоку, так что сам Динк формально чист аки агнец и от полиции не шарахается. Тем более, что азартные игры в штате Невада разрешены. Поэтому, к удивлению российских кинокритиков, берет на работу Бэт, недавно объявившуюся в Лас-Вегасе. Правда, рекомендовала ее одна из работниц Динка. Так что Динк сразу взял девушку к себе, вместо того, чтобы тщательно и нудно проверять ее на полиграфе. Бэт – девчонка живая, веселая, обаятельная. А «игрок», между прочим, мужик бывалый, хороший психолог и интуиция у него – будь здоров. Но критика упорно хочет видеть в лице Динка прожженного нелегального букмекера – настоящего преступника, а вокруг него - обман и мошенничество, и, соответственно, парней из мафии, которые старательно закапывают труп за трупом в пустыне. А в этом фильме все не совсем так, как в криминальном боевике, у людей рвет шаблон, и они начинают возмущаться, что Лас-Вегас - неправильный, Динк – неправильный и фильм – неправильный, а у Бэт – кривые ноги!
Собственно фильм – не о Динке. Тут главная героиня – Бэт. И ее история – история о том, как хорошие, взрослые, умные люди помогают человеку обрести себя (фильм снят по автобиографической книжке). Начинает она как полная оторва. Если вы читали, что Бэт – бывшая стриптизерша, то это тоже не совсем так. Вы представляете себе «стриптиз по вызову»? Тут вам и стриптиз, конечно, и – как получится. И сама Бэт говорит о прошлой работе: «Стриптиз… в основном». Динка это не смущает. Он сам – не ангел в прошлом, так что Бэт поступает к нему в штат. Нужно сказать, у нее обнаруживается способность очень быстро соображать, что важно в ставках на тотализаторе, а также коммуникабельность, что не менее важно. Плюс – красивые длинные ноги из-под шорт (критики, разумеется, соврали и здесь). Короче говоря, достоинства неоспоримые.
По ходу развития сюжета происходит всякое. Закручиваются романы, кипят страсти, Динк периодически выгоняет всех своих сотрудников на фиг, крутятся большие деньги, делаются ставки, баксы текут рекой в различных направлениях, имеют место и крупные выигрыши, и нехилое пападалово – в общем жизнь бьет ключом. Бэт, однако, слегка подустала от такой нервотрепки и проблем на личном фронте, так что решает перебраться в Нью-Йорк к своему парню (Джошуа Джексон), где нанимается, как человек уже опытный, к настоящему букмекеру, который по-взрослому нарушает закон. Этот парень, однако, поднимает свой бизнес, легализуется в другом месте, где игры разрешены, но тут происходит бяка и Бэт оказывается в серьезной переделке. Кто выручит? Конечно «папа Динк». А также его жена (Кэтрин Зета-Джонс, которую почему-то называют «стервой, хотя она просто очень умная женщина с хорошей фигурой). Последняя треть фильма смотрится почти как криминальный триллер с довольно неожиданным финалом.
В общем, это не только комедия (чего стоит один лысый с пистолетом), но и драма, точнее – мелодрама. Короче, «Фортуна Вегаса» - это драмеди. Есть над чем посмеяться, есть над чем попереживать. Но главное достоинство фильма – его душевность. Это вовсе не показ «темной стороны тотализатора», где бродят мрачные парни с пушками. Это фильм о хороших людях (в фильме, практически – ни одного по-настоящему отрицательного персонажа). Даже и в мире азартных игр люди остаются людьми. И умеют понимать высшие ценности. Как говорит Динк: «Необходимость заботиться о себе пропадает, когда возникает необходимость заботиться о ком-то другом». Вот об этом и фильм. О том, как и Бэт приходит к тому же выводу. Фильм действительно душевный, с некоторым налетом наивности. Лично мне понятно, почему такой хороший актерский состав собрался в этой независимой ленте. Они делают это для души. Как пела Гурченко в «Карнавальной ночи»: «Вспомните, как много есть людей хороших. Их у нас гораздо больше – вспомните о них!» Как видим, это актуально и для американцев.
Что касается Брюса Уиллиса – он мне в этом фильме понравился. Ему в своем возрасте идет играть умудренных, битых жизнью игроков, которые не бегают со стволом по городу среди взрывов и предсмертных криков, а просто живут, играют, ругаются и смеются, а еще - помогают людям. Не забывая, впрочем, и о себе. И тут его хитринка в глазах более чем уместна.
В общем, режиссер Стивен Фрирз снял хорошее кино для просмотра с девушкой. Ну, а смотреть или нет – дело ваше. Не посмотрите – ничего, собственно, не потеряете. Посмотрите – станет светлее на душе. Брюс Уиллис, все-таки, хороший парень, а у Ребекки Холл действительно красивые ноги!
Любите кено!