Астрал/ Insidious
США/2011
Продюсеры: Джейсон Блум, Орен Пели, Стивен Шнайдер
Режиссер: Джеймс Ван
Сценарий: Ли Уоннел
В ролях: Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Ти Кигэн Симпкинс, Энрю Эстор, Ли Шэй, Ли Уоннел, Энгус Сэмпсон, Барбара Херши
Жанр: хоррор
Хронометраж: 102 мин.
Современный кинематограф в кризисе. Правда, тут возможны разные точки зрения. Продюсеры в Голливуде считают, что вовсе нет. Но мы, зрители, придерживаемся иной точки зрения. А такой маститый дед как Джеймс Кэмерон говорит о кризисе кино во весь голос. А вот Джеймс Ван и Ли Уоннел, которые уже давно и упорно «пилили» (они не только режиссер и сценарист, но еще и исполнительные продюсеры всех «Пил», кроме первой), на этот раз не стали мудрствовать лукаво. И решили: а заебеним-ка хоррор без дураков, по-взрослому. И заебенили. На все деньги – аж на целый 1 млн. долларов! (Называют, правда, и полторашку, но какая разница.)
Джеймс Ван к делу подошел серьезно (хотя по виду и не скажешь): «Я принципиально не хотел делать кровавый фильм, где пугает именно отвратительный вид кишок наизнанку и прочих подобных вещей. Мне хотелось доказать всем, что я способен держать людей в напряжении благодаря мелким деталям, и жутким моментам, благодаря атмосфере и просто давая возможность зрителю додумать самому то, чего я не показываю на экране. Я пересмотрел кучу действительно жутких, черно-белых ужастиков, с тревожными мелодиями и множество старых черно-белых фотографий».
http://horrorzone.ru/page/intervju-s-sozdateljami-filma-astral-na-russ
Кстати, в фильме видно, что влияние черно-белого кино, старой школы на развитие хоррора Джеймс Ван учел. Он вообще многое учел.
Сюжет фильма прост, как правда. Молодая семья переезжает в новый дом. Там начинают орудовать какие-то «барабашки». Мальчик полез на чердак, ударился головой, а затем впал в кому. Ну и непонятки продолжаются. Чем дальше – тем веселей. Папаша – препод в колледже и твердый материалист, но нахуй этот материализм, когда в доме такое творится, особенно, когда жена в истерике . Приглашают «охотников за приведениями». Это вообще такие ребята, которых с первого знакомства хочется гнать в шею! Но, оказывается, именно ебанутые только и могут такими делами заниматься. Ну и начинается… Всего не перескажешь.
Казалось бы, сюжет избит. Но фильм постепенно захватывает и держит в напряжении цепко. При этом есть масса забавных моментов, но как только рассмеешься – сразу новая порция ужаса. И уже привидения, жуткие сцены в доме, снятые без сногсшибательных компьютерных наворотов, воспринимаются очень даже реалистично, а астральный мир как-то не забавляет, а вызывает ужас.
Есть у профессионалов своего дела какой-то важный секрет, которого они не раскрывают. Сколько мы уже видели рядовых хорроров. И попыток сделать нерядовой хоррор. Но Джеймс Ван снял именно нерядовое кино. Можно сразу сказать, что он стремится возродить жанр и у него это очень хорошо получается.
Зритель фильм оценил. Вот и в Штатах, и в России «Астрал» в первый же уинк-энд занял третье место по сборам. В России бы и выше поднялся, но Sony, которая выступила прокатчиком в Америке, не позволила стартовать фильму у нас в четверг. (Из-за разницы во времени американский четверг – день релизов приходится на русскую пятницу, и поэтому, кстати, наши премьеры, совпадающие с американскими, всегда по-настоящему мировые.) Вообще, это редкий случай, чтобы мейджор взялся прокатывать ленту с бюджетом в 1 млн. долларов. Значит, сделали большую ставку на фильм и, разумеется, на франшизу. Уже сейчас видно, что буржуины не ошиблись.
Но для зрителя-то дело не в деньгах. Главное – в качестве фильма. А оно тут есть и очень высокое. Правда, как представляется, Джеймс Ванн слишком уж хвалит актеров, занятых в «Астрале» (кстати, Ли Уоннел тоже играет в фильме). Но играют хорошо, вполне справляются с поставленной задачей.
В общем, труженики «Пилы» действительно возродили жанр хоррора. Джеймс Ван и сам говорит, что хотел как раз сделать что-то новое на базе старого. Так и вышло. Главное в фильме – это история, рассказанная без дураков. И если история рассказана так, она обязательно содержит в себе смысл.
Фильм и особенно – его финал говорят о главном: не лезьте в это дело ребята. Если ты хочешь сорвать маску с потустороннего, то там ты увидишь лишь новую маску, а за ней – опять то же самое. И не заметишь, что именно этого от тебя и добивалось то, от чего ты хотел убежать.
Просто поразительно, что такие распиздяи заложили в свой ужастик столь серьезную идею, которую Церковь многих веков стремится донести до паствы. Но таков уж человек: всегда находятся причины делать то, что делать совсем ненужно. Ведь ему кажется, что это было совершенно необходимо. Но все познается в сравнении.
Не стоит думать, что парни в Голливуде не заморачиваются высокими материями. Голливуд часто черпает новые идеи как раз из философии. И очень чутко реагирует на злободневные идеи. Это вам не «Мосфильм». Проблема российского кинематографа в том, что ему нечего сказать зрителю, как в силу полной оторванности от жизни общества, так и в силу общего интеллектуального убожества. Советский кинематограф был великим, потому что вообще о деньгах не думал, а у общества была высокая идея. И тогда Голливуд ему завидовал: везет же людям, им деньги похуй! Но нонеча - не то, что давеча. А «Брестская крепость» на экране или «Ликвидация» в ТВ - это великолепно. Но слишком мало против девятого вала ураганного шлака.
А Голливуд варится в котле современных мировоззренческих течений, реагирует на злобу дня. Конечно, Ван и Уоннел не будут фанатам прямо заявлять, какие серьезные идеи они использовали при создании фильма – им нужно, чтобы фильм увидели зрители и потом спорили именно об этом фильме. Они не заискивают перед кинокритиками. Главное – кино!
Это талантливые ребята. Там, где у других вышел бы самый чудовищный трэш, у Вана и Уоннела получился по-настоящему классный фильм.
Любите кено!
З.Ы.
Ну, и напоследок стоит послушать, как Джемс Ван и Ли Уоннел сами рассказывают о своем фильме. Кто не видел Вана раньше – ужасайтесь!
http://www.kinopoisk.ru/level/16/film/495892/t/43784/