Перед Гелой Баблуани стояла практически невыполнимая задача – повторить успех своего оригинального фильма, но, заполучив в свое распоряжение голливудских звезд первой величины, ему удалось не потерять себя и снять максимально адекватный ремейк, сохранивший всю ту филигранную атмосферу безысходности в погоне за удачей, за которую так высоко оценили картину “Tzameti”. Звездным актерам фильма пришлось принести свои амбиции в жертву искусству, благодаря чему Баблуани смог наиболее точно пересказать оригинальную историю, практически ничего не изменив в сюжете. Если “Tzameti” это неожиданно удачный черно-белый фильм малоизвестного, но невероятно талантливого режиссера, то “13” – умело раскрашенная версия теперь уже признанного шедевра. Сама по себе картинка не изменилась, просто благодаря очень взвешенной и осторожной работе автора она заиграла цветами, основные персонажи обрели узнаваемую внешность голливудских звезд, а главные акценты повествования были расставлены чуть более выразительно, но все в том же удачном порядке. В итоге создается впечатление, что ты смотришь оригинальную картину, бюджета которой не хватило на яркие краски, и лишь теперь, когда деньги появились, ее отреставрировали, мастерски раскрасили и подали зрителю не как что-то новое, свежее и необычное на вкус, а как проверенное временем блюдо высокой кинематографической кухни, рецепт которого известен лишь Баблуани.
Молодой электрик Винс (Сэм Райли) остро нуждается в деньгах – его отец в больнице и спасет его лишь дорогостоящее лечение. Однажды его нанимают для починки проводки в доме бывалого уголовника (Майкл Берри мл.). Во время работы Винс волею случая узнает, что тот ждет одно очень важное письмо. Это письмо даст ему возможность заработать большие деньги всего за один день, но дело очень рискованное. Настолько рискованное, что уголовник изводит себя душевными терзаниями и крепко сидит на игле. Все тот же случай – причина того, что новая доза наркотика оказывается для бедолаги смертельной и Винс крадет заветное письмо, только-только полученное адресатом. В письме его ждут таинственные инструкции, которые он, отчаявшись, решается выполнять, ошибочно приняв их за подаренный судьбой шанс. Однако дерзкий электрик даже не подозревает, во что ввязался, ведь совсем скоро его жизнь станет лишь фишкой в смертельной рулетке, где не будет победителей.
Цитата из фильма:
Генри (ведущий мероприятия): Номер тринадцать, не оборачиваться!
В первую очередь хотелось бы отметить высокопрофессиональный подбор актеров картины. На главную роль утвердили Сэма Райли – практически клона Георгия Баблуани (брат Гелы), исполнившего роль горе-электрика в фильме “Tzameti”. Если есть кто-то более похожий на Георгия внешне и по актерскому мастерству, то это лишь сам Георгий. Также великолепен Стэтхэм, которому после роли азартного гангстера Джаспера впору играть Гамлета. (Должны ли здесь звучать ноты сарказма?) Я не стараюсь преувеличить заслуг актера, но Джейсон не перестает доказывать, что он не тупорылый анахронизм из боевиков девяностых, а достаточно тонкий актер, чтобы ломать закостенелые штампы и стереотипы.
Микки Рурк, несмотря на предельную эпатажность и выдающуюся эксцентричность, очень удачно вплелся в сюжетное полотно картины. Да и 50 Cent с Александром Скарсгардом были крайне уместны, пусть их роли и были лишь небольшими штрихами, дополняющими общую картину. Полагаю, что лучше сыграть небольшую роль у Баблуани, чем главную в стандартном голливудском блокбастере, который забудут почти мгновенно, со скоростью прямо пропорциональной размерам его бюджета.
Традиционно силен Рэй Уинстон. Им на пару со Стэтхэмом можно не только детей пугать, но и сколотить отличную банду, которой деньги будут отдавать беспрекословно и без единого выстрела – такие вот они с Джейсоном фактурные и мужественные.
Что касается самой постановки, то, как уже упоминалось выше, Баблуани успешно применил всю ту размеренную и взвешенную манеру режиссуры, которая так ярко проявила себя в оригинальном фильме. У Баблуани даже самые звездные и маститые актеры не несутся наперегонки к лаврам первенства в проекте, а становятся тонкими инструментами, при помощи которых режиссер с хладнокровностью хирурга создает хорошо сбалансированный киношедевр. Без лишних слов, без лишних персонажей и без лишнего голливудского лоска Гела мастерски создал великолепную репродукцию своего же гениального произведения.
Ну и напоследок пару слов о сценарии, который не претерпел значительных изменений и был взят из фильма “Tzameti” практически в первозданном виде, таким же, каким вышел из-под пера Баблуани, который самолично и выступил его автором. Сейчас все же редко встречаются настолько удачные истории, просто созданные для воплощения на экране. Режиссеру удалось сделать сюжет максимально острым, захватывающим и вместить в него необъятные внутренние переживания основных действующих лиц. Выстрелы и убийства в фильме – лишь необходимый антураж, что не должен отвлекать зрителя от драматических событий, в которых вынужден искать спасения главный герой. Именно поэтому Баблуани не смакует самые кровавые моменты картины, как это нынче модно за океаном, а даже выпускает их за кадр, где они и остаются лишь жестоким свидетельством изменчивости удачи и беспощадности судьбы. При этом происходящее на экране цепляет за самые потаенные эмоциональные струны и рождает симфонию чувств от сопереживания и до искреннего сочувствия.
В общем, подобные фильмы нынче большая редкость, а то, что они все же встречаются – явный признак того, что никакие деньги и откровенно купеческая политика авторитетных студий не смогут загнать настоящее искусство в клаустрофобически тесные рамки коммерческого кинематографа.