Не так давно вышедший на большие экраны фильм “Район №9” разжег аппетиты публики, скучающей по старой доброй научной фантастике. Отсмотрев творение Бломкампа, я ждал “Пандорум” с большой надеждой, наивно полагая, что заокеанская киноиндустрия побалует нас еще одной отличной фантастической картиной.
Конечно “Пандорум” – это изначально фильм другого плана, как видно из трейлеров, ближе к культовым “Чужим” и без остросоциальной тематики. Во всяком случае, хотелось чего-то действительно захватывающего и поражающего воображение, пускай без помпезного спецэффектинга, но с отличной идеей – твердым стержнем, вокруг которого будут виться сюжетные хитросплетения. Как оказалось, “Пандорум” – нечто другое. Фильм с многообещающим сюжетом, но едва ли свободный от банальных штампов, клеймом выжженных на теле современной кинофантастики.
На огромном космическом корабле “Элизиум”, уныло дрейфующем в неизведанной части открытого космоса, просыпается от анабиозного сна человек (Бен Фостер). Он не знает – кто он и где находится. Корабль, судя по всему, обесточен, а вокруг ни души. Вскоре он находит еще одного товарища по несчастью – Пэйтона (Деннис Куэйд). Боуэр (о своем имени персонаж Фостера узнает по надписи на анабиозной камере) помогает Пэйтону выйти из забытья и вместе они пытаются понять, что же с ними и всем кораблем произошло. Постепенно к ним начинает возвращаться память – естественный процесс после длительного пребывания в “спячке”. Они знают, как восстановить управление кораблем, но для этого им надо попасть на капитанский мостик, что находится рядом за массивными стальными дверями, которые им не открыть, не запустив энерго-генератор. Боуэр, что помоложе, решает пробраться в центр звездолета и запустить генератор, в то время как Пэйтон ведет его по вентиляционным лабиринтам сидя перед монитором корабельного компьютера.
По мере продвижения в сердце “Элизиума” Боуэр обнаруживает, что темные коридоры и вентиляционные шахты таят в себе смертельную опасность: по ним тут и там шастают кровожадные макако-образные зомбари. Во время монотонного процесса спасения собственной задницы к нему возвращаются остатки памяти, и он осознает, что где-то на корабле находится и его жена. Боуэр начинает отчаянную борьбу за спасение “Элизиума” пока макако-зомби не доели остатки экипажа.
Интернет полон восторженных отзывов, однако их большинство подмечает некоторый недостаток вдохновения у авторов картины. Трейлеры пугают нас паранойей и загадочным “Пандорумом”, но ими в фильме пахнет не больше чем научной достоверностью в “Электронике”. Вообще, тема “Пандорума” в фильме почти не раскрыта. Буквально пара минут экранного времени уделяется этому таинственному психологическому расстройству, а потом сея примитивная пугалочка уходит на глухой задний план.
Навязчивый полумрак локаций фильма скорее вызывает раздражение, нежели заставляет зрителя шарахаться от каждого стука, а в зале кинотеатра раздается вздох облегчения, когда Боуэр со своей спутницей (да-да, в фильме есть еще и боевая тётя-доктор наук) заходят в освещенную лабораторию звездолета. Дабы как-то расшевелить щурящегося зрителя в фильм заботливо добавили “тупой зомбятник” с некоторыми претензиями на плохонький экшн. Не знаю, как можно снимать экшн через жопу, растущими из неё же руками, но режиссер Кристиан Алверт блестяще справился с этой непростой задачей. Понять, что же происходит на экране во время стычек экипажа со свирепыми зомбями удается с большим трудом – камера трясется, бессовестно кувыркая картинку. В общем, экшн-составляющая хромает на лапку подобно некоторым макако-зомби.
Светлым пятном данного объекта фильмостроения является ведущий актерский дуэт Фостер-Куэйд. На мой взгляд, очень удачный подбор актеров. Фостер крайне старателен в своем лицедействе, коим зачастую вытягивает даже провальные сцены задорного “зомбятника”, а Куэйд вполне сносно тянет непростую роль опытного космолетчика за счет опыта. Вообще, надо было на хрен выкинуть из сценария всякую чепуху, оставив лишь Фостера, Куэйда и безлюдный корабль. Вот тогда было бы где разгуляться паранойе, “Пандоруму” и иже с ними. Но, увы, даже на Икар-2 прокрался зомби, куда уж какому-то “Элизиуму”.
В итоге мы имеем заслуживающий внимания научно-фантастический супчик, непонятно зачем разбавленный попкорном и кока-колой. Вроде что-то знакомое, но, пожалуй, невкусно. Видимо нескоро еще снимут какой-нибудь “Куб”, “Чужой” или хотя бы “Район №9”, который сейчас, между прочим, в топ-десятке лучших Sci-Fi фильмов на www.imdb.com.