В Ахматовском доме необычная выставка и название у неё необычное. «Пятое измерение». Идея выставки соединяет в себе два сакральных имени в русской литературе,- Ахматовой и Булгакова с помощью реминисценций, аллюзий и артефактов особым образом вложенных в выставочное пространство.
Образ старой коммунальной квартиры с облезлыми стенами и дощатым, намерено нечистым полом. По обе стороны длинного коридора – двери и дверцы. За каждым скрипом своя история. За каждый скрип можно зайти или заглянуть в пространство, окружавшее время в тот период. За одной дверью может таиться обширный зал с приютными видами двух столиц и вызывающими улыбку программками со слоганом под усатым профилем «Жизнь стало лучше, жить стало веселей», или другими историческими документами из ленинградского Дома писателей, абсурдными, как будто сошедшими со страниц романа. Но за другой дверью может оказаться мрачная келья, где из мебели только стул, а с потолка свисает кривой, тяжелый багор, как одна из жутких аллегорий той эпохи. Присядем на дорожку? Шутки кончились.
В пятом измерении почти также, как и в нашем. В нём есть запахи, в нём также, как и у нас бывает и тепло, и холодно, немножко странно выглядят подрагивающие миражи в стенах и чуть дальше уходит перспектива, лишь повсюду какая-то странная музыка, или может это голоса тех, кто незримо присутствует среди своих оставленных писем, фотографий, открыток? Они ведь никуда не уходили и вот стоят здесь за дверью. Или за другой? А может вышли ненадолго и скоро вернутся? Или нет.
Посетители не успев появиться, исчезают, нырнув в очередной портал, и очень неуютно сидеть на одиноком стуле в пустом коридоре под картиной «Присутствие». Ведь там в глубине, притаился какой-то хтонический ужас и мрак, пожирающий всё живое. Абсолютное зло, сочащееся на пол через щели закрытой двери. Похожая дверь, что из картины,- справа от вас. Только она не ведет никуда. Она заклеена бумажной лентой и сургучом. Надпись: «Опечатано».
Можно осмотреть эту выставку за полчаса, а можно в каждой комнате провести по часу и время останется прежним.
В одной из комнат становится жарко то ли от красного кровавого света, то ли от кружевных, завораживающих строф, что пульсируют внутри стеклянных банок. «Бог сохраняет всё» этот девиз Шереметьевых увековеченный на Фонтанном доме, здесь словно звучит окончанием фразы мессира «Рукописи не горят…»
Не бойтесь. Всё когда-нибудь кончится и это будет промозглым, бесцветным от тумана утром в последней комнате. Кто говорил, что Бог должен быть справедлив? Мир уже изменился и не останется прежним, для тех, кто побывал в пятом измерении. Напоследок возьмите с собой немного запаха лаванды и вереска, за дверцей напротив выхода, чтобы прийти в себя и почувствовать, как за вмиг похолодевшей спиной ломается трещинами сургуч и открывается ещё одна дверь...
И теперь немножко топологии для юных. Для того, чтобы представить себе событие в пятом измерении, нужно, чтобы два разных события родом из четырехмерных миров, соприкоснулись в одной точке. Координаты этой точки и будут соответствовать координатам события в пятимерном пространстве. Или проще говоря, когда мы своё «прямое», в четырехмерном пространстве,- время изгибаем, то мы получаем пятимерное пространство. Сергей Падалко согнул и соприкоснул это всё для вас. Спешите видеть и чувствовать.
ЗЫ: Билеты 200 р (!) Посетители принимаются по сеансам. Не более 5 человек за посещение. Заказывайте либо на сайте, либо возможно, придётся подождать.
https://akhmatova.spb.ru/events/exhibition/anna-axmatova-mixail-bulgak