Капитальную бочку на Кирзача покатили. И не кто-нибудь – сам Виктор Баранец из Комсомольской правды. Рубрику там ведет «Честь имею!», и если кто не за армию, мочит на месте. А на Кирзача вызверился по-особенному: вместо «Честь имею» закатил «В ружьё!» (КП от 19 ноября 2008 года, статья «Кирза»): боевая, мол, тревога. И кирзачёвое мурло вывесил: этого, дескать, в приклады. Пока не слинял, видимо.
Ну, Кирзач линять вроде и не собирается. А вот что за батон на него крошат – надо посмотреть.
Начинается объективка на Кирзача прямо и честно: «Эту книгу (то есть «Кирзу» - К.А.) я пытался читать несколько раз. Поначалу не мог осилить даже пару десятков страниц». Вот такого поимщика отрядила Кирзачу наша Комсомолка. Двадцать страниц за один раз не по зубам.
Но упорен. Навыка к чтению нет, а воли к победе – как у Кирзача воли к выживанию. С какого-то раза осилил и третий десяток, и остальные. И разбор накропал. Для «Книжной полки». Как не похвалить такого? Но и попенять есть за что.
Вот читал бы Виктор Баранец с детства; класса, скажем, с восьмого – девятого. Заимел бы привычку к чтению, чтобы по два десятка страниц одолевать без напрягов. Заодно притекали бы к нему всякие полезные сведения: удача настырных любит. Что-нибудь про матёрых газетных волков типа Достоевского, Каткова, или, поближе, Твардовского. Узнал бы, что у них, у профессионалов, считалось распоследним делом – плакаться, что, де, мочи нет осилить. Своим сотрудникам такие сопли запрещались служебным порядком, дисциплинарно, а чужих, из других газет-журналов, за такое подымали на смех. В том числе печатно. Совсем, что ли, малохольный – открыто признаваться, что бьёшься над тем, что тебе самому не интересно и не нужно? Что тебя к этому принуждают?
И это при том, что сама КП в целом – не такая уж трущоба. В ней заведомо есть, и не один, кто секёт это тайное знание. Но, стало быть, не всех там к нему допускают.
В результате плоды такого чтения, как и муки его: «Тут и там натыкаешься на пошлую казарменную поэзию…»
Богиню поэзии Виктор Баранец сильно чем-то прогневал. А это лярва та ещё. Открыто не мстит. Хуже делает, и намного: дураком выставляет. Ляпнул насчёт казарменной поэзии и тем самым признал её. А слово – понос, упустил – не соберёшь. Кирзач, небось, сальто скрутил, узнав, что он, сверх всего прочего, поэт.
Притом ещё и пошлый. Такая вот плюха за муки чтения. И снова никто в КП не подсказал бедному, мордованному, что плакаться на людях надо аккуратно. Эту пошлость кому только не клеили: Есенину, Ахматовой, Высоцкому… Вплоть до графа Алексея Константиновича Толстого, Свиты ЕИВ флигель-адъютанта и члена-корреспондента Петербургской АН. Во куда присватал Кирзача.
«… лживые придумки о начальнике полигона, который сам заряжает бойцу автомат, о тупом генерале, который за неправильно подшитый воротничок сажает солдата на губу».
Во-первых, правдивых придумок не бывает – опять пальцем в очко. Во-вторых, если это ложь, так уличи! Укажи, что тут небывалого и невозможного?
Сам же честь имел цитировать в КП не больше, не меньше, как Сергея Иванова: новобранец, дескать, нынче такой, что даже писать не умеет! Не какой-нибудь там Кирзач, вице-премьер! Но кабы не этакий уровень, то Виктору Баранцу за такое первому пришили бы «лживую придумку». В другом номере КП он же горюет, что теперь в армии по математическим якобы формулам вычисляют качество офицерской службы. И если не сошлось, то плакали и послужной список офицера, и денежное его довольствие. Так что хочешь жить – гони результат.
При таких порядках не только автомат за салагу заряжать начнёшь.
Лично я, не читай своими глазами всё это в КП за подписью самого Виктора Баранца, а услышь изустно от кого угодно другого, без колебаний посчитал бы не то, что лживой придумкой, а самой дикой клеветой на российскую армию, ее Генеральный штаб и министерство обороны. От какого-нибудь зилёного чванка. Так что Виктор Баранец уделывает армейские порядки не слабее Кирзача. А если всерьёз, то и похуже.
Но вот ему можно, а Кирзачу нельзя. У Кирзача всё это, мол, – «давно кочующая по ЛУБОЧНЫМ армейским и флотским рассказам придумка».
Опять-таки – искренне считает, что смешал Кирзача понятно с чем. А поспрашивал бы людей, хоть минимально культурных, за свои слова отвечающих. (В нынешней КП таких нет. В.М. Песков не в счёт: он особого профиля, и держат его для антуража. Но захотел бы найти – нашёл.) Узнал бы подлинный смысл слова «лубочный». Что крупнейшие музеи и хранилища мира ищут, собирают, хранят и изучают русский лубок как особо высокую культурно-историческую ценность.
А вот не знает и не хочет знать. В итоге, никак того не желая, возносит Кирзача на такую высоту, что самому кирзачёву критику не снилась и никогда не приснится.
«… не оставляло ощущение, что всё это про армию я уже где-то тысячу раз слышал или читал». Мил человек, про «тысячу раз» не говорят «где-то». Когда с чем-либо столкнешься тысячу раз, поневоле запомнишь, где именно сталкивался.
«Вспоминались слова Сергея Довлатова о старой кабачковой икре: «Она выглядела так, будто до меня её уже кто-то однажды ел». Кто ещё не под стулом? Он аж Довлатова читал. Свою бы писанину перечитал, прежде чем в набор нести. Глядишь, заметил бы, что к его собственному тексту довлатовский прикол в самую жилу. Да только откуда ему Довлатова знать? Небось, какое-нибудь «золотое перо» КП типа Ольги Кучкиной подсказало.
«Написал в своём блоге, что повести Чекунова так же далеко до подлинной литературы, как дешевому бутылочному стеклу – до бриллиантов».
Видали? Читает, словно куль волокёт; с первого раза в прочитанное вообще не въезжает. Пишет не лучше: в значениях слов, которыми щеголяет, разбирается как свинья в апельсинах. Такому бы только о подлинной литературе и толковать. А чего? Широкая масса на такого живца ловится с песнями.
«… чихвостили меня вдоль и поперёк, … и выдвигали аргумент самого крупного калибра: дескать, смотрите, «Кирза» имеет самые высокие рейтинги в Интернете!» Вот вмастили-то!
Ответ: «Ну, и что? У телепрограммы «Дом-2» тоже высокий рейтинг – среди зрителей низкопробных эстетических вкусов и принципов».
Счастлив. Горд и счастлив превосходством своих эстетических вкусов и принципов до трусов и плавок. Только над кем? Ну, ляпнул кто-то из кирзачёвых почитателей заведомую глупость, и что? Если из этого такой триумф самому себе закатывать, стало быть, других утешений нет.
Но они ему и без надобности. Победил – и вперёд: «В свое время страна зачитывалась книгой Юрия Полякова «Сто дней до приказа». Мать честная! Не этим бриллиантом посрамлено дешёвое бутылочное стекло Кирзача?
Спокуха, братилы. Ни в какое время поляковской стряпней страна не зачитывалась. Трескала её аудитория журнала «Юность» – те самые, что нынче на «Дом-2» слюни пускают. И именно «в своё время». А с какой нужды эти «100 дней» сейчас всплыли и именно ради Кирзача?
Ответ, разумеется, готов заранее: дык в тему же! «… та же армейская жизнь, – та же «дедовщина», те же порядки в части».
Не зря говорится: если непруха, то во всём. Только что изобличал лживые придумки (про лубок и поэзию пропускаем), а теперь сам: ТА ЖЕ армейская жизнь, ТА ЖЕ «дедовщина». Все ТО ЖЕ, вплоть до порядков в части.
Тогда о чём базар? А вот: «Но (!!!) там (то есть в «100 днях» Полякова – К.А.) было совсем иное: там была магия точно осмысленной правды армейской жизни».
Всё то же, но совсем иное. Чем дальше в лес, тем меньше трезвых.
У одного «армейская жизнь, «дедовщина», порядки в части» – пошлость, икра, уже однажды еденная, и лубок. У другого ТО ЖЕ САМОЕ – и совсем иное: магия.
Ну, поняли, наконец, сиволапая рвань, кто вы есть? На рейтинги ссылаетесь! По чужим блогам шаритесь! А магии не хотите?
Хотим, хотим магии, начальник! Тупые мы, тёмные, контркультурщики. Только давай по понятиям: мы тебе признание и явку с повинной, а ты нам про магию. При чём тут она, и вообще что это такое. Так на так. И, главное, скажи прямо: поймал ты Кирзача на лжи про нынешнюю армейскую жизнь, дедовщину, порядки в части? Или не поймал? Ты же вроде военный, вроде офицер, честь имеешь?
Лапу вам! Дураков нет, чтобы на такие вопросы прямо отвечать. Сами думайте: «Тут же (в «Кирзе» то есть – К.А.) – грубая «лобовуха». Во выдал! Ну, не может быть, чтоб сам придумал. Не иначе, как снова какое-то золотое перо потрудилось. По образцу групповухи, больше неоткуда. Где-то там магия, а тут лобовуха: «старательно собранная коллекция давно известных казарменных издевательств…»
Беспощадно мстит Виктору Баранцу муза поэзии. В незапамятные времена было сказано: когда боги хотят наказать, лишают разума. Это же надо так проболтаться! Только что кричал, что всё это лживые придумки, а тут на´ тебе: давно известные казарменные издевательства. Давным-давно известные. В том числе и самому этому Виктору Баранцу.
И именно об этих казарменных издевательствах вся «Кирза» от слова до слова. Все эти три сотни страниц, которые зараз прочитать мочи нет.
Но тихо, мужики. Наорались и секите дальше: «И всё это подаётся в соусе «беспощадной правды» ». Значит, всё-таки правда?
Выходит, так. И более того: «Нанизанной, правда, на авторскую искренность».
Вот так. Отдуплился Юрием Поляковым и рыбу делает: не врёт ваш Кирзач, признаю. И авторскую искренность его признаю. Пусть даже в каком-то там соусе кирзачёва правда (это, надо понимать, снова «фкуссно жрать» от Довлатова). И соус этой «беспощадной правды, неплохо, правда, нанизан на искренность». Именно так! Автор, редактор, корректор, выпускающий – разом все четверо, что ли, под кайфом были? Но не в грамотности дело, объясняет тупым Виктор Баранец, превосходящий «Дом-2» принципами и вкусами. Дело в выводе. В нем вся суть. Втыкаем:
«Вывод (из кирзачёвых писаний – К.А.) всё равно остаётся один и тот же: армия – это сплошное скопище идиотов и преступников. Но ведь это не так».
В гробу видел Виктор Баранец и искусство, и истину, и правду, не говоря уже о вкусах и принципах: вывод гони! И чтоб осмыслен он был точнее некуда. До магии.
Армия – не сплошное скопище, свидетельствует Виктор Баранец. Не сплошное, и всё. А через раз. «В армейской, далеко не безгрешной жизни немало светлого и высокого. При желании его можно было увидеть. Да, похоже, желания не было».
Насчёт «похоже» – это Виктор Баранец снова кокетничает. Теперь уже не вкусом и эрудицией, а объективностью. Не «похоже», а в точности не было, и он это знает. Есть в армии и светлое, и высокое. Есть и генералы, которые не настолько тупы, чтобы «сажать солдата на губу за неправильно подшитый воротничок», и офицеры приличные – есть, были и будут. Только глубоко попрятались, и разыскивать их в творческую задачу Кирзача не входило. Вот не входило, и всё.
А что входило? – спросит кто-либо, который вместе с Виктором Баранцом недоумевает, какое было у Кирзача желание и какого не было.
Так в этом-то и вопрос! И если ты сунулся книгу разбирать, да ещё с позиций подлинной литературы, да ещё с воплями на весь интернет о своём эстетическом и всяком прочем превосходстве, так делай, как положено. Как в подлинной литературной критике. Чтоб было ясно, чем хороша или плоха новая книга не тебе лично, а тем, кто за тобой стоит, и чьи общественные и культурные интересы ты защищаешь. Или обслуживаешь – можно ведь и так сказать?
А вместо этого:
«И получилась литературная кирза…»
Именно так заканчивается выступление данного Виктора Баранца. С отточием на конце. Лирично так выходит из темы. Словно Фет или Полонский.
Но он-то вышел, а тема-то осталась. В живой жизни кирза изначально именовалась «чёртова кожа». В ней, в кирзе прошли и гражданскую, и Отечественную, и, по плечи в снегу, финскую. Теперь визгу до небес, как, мол, осрамилась Красная Армия в эту самую финскую. А по делу – двадцать лет вся Европа строила и вооружала линию Маннергейма. И за два месяца советская кирза разнесла её в пыль.
Очень любознательно, как это кирза стала символом дряни? И чьим усердием?
Ну, самого-то Баранца спрашивать не приходится. Сам ли этот финт изобрёл, или подсунули ему, как имя Довлатова, с какими-то своими целями – какая разница. Виктор Баранец – это подстава. Баранец-самозванец. Реальная фигура – это, надо полагать, Юрий Поляков, который на секунду высунут был вроде бы ни к селу, ни к городу.
Им и займёмся. Но маленько погодя. Уже пыряли говорливого К.Астратора: интересуйся, мол, краткостью. Помню и стараюсь, но ведь тоже кирза кирзой. Да и тема больно богатая.