http://www.lenta.ru/news/2008/09/24/nameofrussia/
Определялись «главные персонажи» отечественной истории. Очевидно, под «персонажем» справедливо понимать образ человека закрепленный в общественном сознании. При всей дешевой идеологической подоплеке, которая ярко проявилась в ублюдочных комментариях к «персонажам», мы действительно имеем возможность, пускай и поверхностно, познакомиться с культурно-исторической памятью россиян.
Первое место занял неувядающий образ А. Невского в последней его аватаре, то есть как результат пропагандистской кампании Сталина. Венчает эту кампанию гениальный фильм Эйзенштейна. Снятый, кстати, по всем законам мифотворчества. Александр Невский предстает в сознании российского обывателя с лицом артиста Черкасова, его же профиль, как известно, изображен на ордене времен ВОВ. Это справедливо, ведь образ Невский эксплуатируется под разными соусами с 13 века, начиная с причисления его к лику святых.
Второе место - современный образ Пушкина. Также результат масштабной сталинской популяризации, пик которой пришелся на 1937 г. – столетие гибели. Все мы помним стандартные портреты Пушкина в классах литературы, и издания миллионными тиражами заполнившие все библиотеки. Школьная программа 1934 г. утвердила в общественном сознании поэта как создателя русской словесности. Памятники Пушкину есть практически в каждом городе.
То же самое можно сказать и об образах Петра Первого, занявшего 4 место, также приобретшему современный вид при Сталине – с лицом артиста Николая Симонова. В 1980-е гг. он закрепился благодаря фильмам, снятым опять-таки по произведениям Юрия Германа сталинского времени. С учебников 1930-х гг. это один из главных героев отечественной истории.
Шестое и восьмое место занимают образы А. Суворова и Ивана Грозного соответственно. Перед глазами возникают репродукции известных картин из советских учебников где Суворов в Альпах, а Грозный с сыном. И конечно же одноименные фильмы, снятые в первой половине 1940-х гг.
Результаты голосования в целом указывают, на то, что современное национальное самосознание (и нация в целом) у нас оформилось в сталинское время. Конечно все перечисленные персонажи всегда занимали в общественном сознании существенное место, однако современное их видение сформировалось именно в 1930-е гг. Тут дело не только в возможностях тотальной идеологической машины, но и в том, что эта кампания приходится на появление всеобщей грамотности и на появление обязательного среднего образования. Без которого как известно формирование полноценной нации невозможно. Образы же 19 в. или начала 20 в. были достоянием горстки образованных людей, то есть общественное сознание было достояние 2-х процентов населения государства, все остальные были в плену религиозной, мракобесной картины мира. Плюс надо прибавить великую силу кинематографа, которую вовремя оценил основоположник советского государства. А в последующие годы советская пропаганда только шлифовала созданные стереотипы, нарушение которых справедливо считалось моральным уродством.
Пятое место – Ленин. Казалось бы все в порядке, еще один, более того – центральный, персонаж сталинской мифологии. Однако именно этот образ подвергся и подвергается целенаправленной официальной ломке последние 20 лет. Неужели никаких результатов? Как считают психологи образы запечатленные в возрасте 12-21 (по-разному у разных авторов) являются доминирующими всю жизнь. Крушение вождя в общественной идеологии привело к тяжелейшей динамической травме целого поколения (30-40 летних). А ведь это наиболее активные пользователи интернета. Кстати, согласно исследованию английского социолога Шортера среди гомосексуалистов неприятие Ленина составляет 97% (Сталина к примеру не любит только 65% пидарасов). Это указывает на разрушительное влияние пропаганды на личность. Скорее всего пятое место Ленину обеспечила избавленная от подобных комплексов молодежь и организованная работа на голосовании коммунистических организаций.
Далее об исключениях.
Третье место занял Достоевский – этот образ явно не 1930-х гг., он начинает развиваться в массовом сознании только в хрущевскую оттепель. Полагаю, что Достоевский привлечен как наиболее авторитетный бренд, хорошо раскрученный за рубежом. Престижность Достоевского на Западе способствует повышению самооценки нации.
Образ Екатерины 2 (седьмое место)не является прямым исключением, однако явно должен уступать многим другим «отцам нации». Видимо это проект феминисток, логично предположить, что за Екатерину голосовали многие женщины из гендерной солидарности. То есть не как за победительницу турок и поляк, а как символ страстной и властной женственности.
Победой идеологии последних лет можно признать присутствие двух персонажей олицетворяющих реформы – Столыпина и Александра 2 , 9-10 места соответственно. Слабое утешение, поскольку главный бренд – Николай 2 откровенно провалился. Герои Смутного времени, особенно опекаемые нынешней пропагандой, тоже остались в жопе. Есть над чем работать идеологам новой России.
Менделеев занял 11 место очевидно благодаря ассоциации «Россия-водка-Менделеев».
Наконец венчает дюжину национальных героев человек, который как выясняется, заложил основы современной российской нации – И. Сталин. Логично ему было бы быть первым, однако, организаторы пустились во все тяжкие, стремясь не допустить этого и обнулили счетчик голосования видя, что отрыв образа Сталина становится недосягаемым.
Вряд ли такая картина указывает на инертность мышления российского обывателя, скорее следует сделать вывод о гениальности авторов творивших образы этих героев в кино и книгах в 1930-е гг., об особых условиях их творения – даже наш доморощенный плюрализм наверное уже не позволит создавать кумиров. Лично я бы первые места в «Именах России» распределил между Штирлицем, Мальчишом-Кибальчишом и Чебурашкой. Еще одним важным выводом является и то, что талант, как выясняется, нужен не только для создания великого образа, но и для его разрушения. А то, что Петр Первый - педераст, Грозный - зоофил и тиран, Ленин - сифилитик, Сталин – людоед, это мелковато, даже для нашего, наполненного великим гуманистическим смыслом, времени.