Утром 24 августа жители города Тулы проснулись и не узнали своего города. Фонарные столбы, подворотни и общественные туалеты покрылись странными плакатами.
Плакаты были озаглавлены «Арт-проект «Дургая эстетика». На каждом из них, рядом с фотографией девушки-фрика, размещалось воззвание к народу:
«Товарищ!
Гламурных кукол пора выкинуть на помойку! Дешевый блеск женской красоты 20 века безнадежно устарел. Только отпетые ретрограды видят женщину как совокупность стандартов. Истинная красота смеётся над твоими жалкими потугами загнать её в рамки 90х60х90см.
Настало время низвергнуть устаревшие идеалы! Новый век предлагает другую эстетику, которая не зависит от наивных и глупых стандартов – и торжествует над скудным потребительским мышлением!».
Всего было замечено 3 варианта «афиш», отличавшихся фотографией.
Ответственность за акцию взяли на себя поэт Глеб Коломиец и фотограф Максим Плужников. Мне удалось встретиться с ними у сорванных разгневанным населением «арт-проектов» и задать несколько вопросов.
Kolam2: Здравствуйте, товаращи. Ваш проект – крайне необычное событие для такого города, как Тула. Расскажите, как возникла идея его создания?
Максим Плужников.: Сейчас в среде интеллектуалов города активно обсуждается идея «женского века». Женщина торжествует во всех областях жизни, управляет процессом потребления и обществом потребления в целом. Мы задумались об этом, задумались и о самой жещнине – каков её внутренний мир? Благодаря чему женщина так легко может стать лидером?
Глеб Коломиец: За таким разговорами мы заметили нашу модель Алёну, бухающую в компании гламурных неформалок. Проведя некоторое время за сравнительным анализом, мы убедились, что гламурная, шаблонная красота безнадежно устарела, хоть и охватила все общество: от жён банкиров, до контроллеров в общественном транспорте. После мозгового шутрма вопроса было решено дать делу художественное выражение.
К2: Глеб, в твоей реплике моё внмание привлекло очень странное словосочетание: «гламурные неформалки»...
Г.К.: Я не случайно столкнул два, казалось бы взаимоисключающих, слова: шаблонность уже захватила маргинальные сообщества. Из области социального протеста стиль их одежды перенёсся в область дешевого позерства, наши неформальные девочки и мальчики отличаются от своих клубных коллег лишь выбором модного бутика. Двадцать первый век, век цифровых технологий, интерента, нового мышления. Настало время предложить обществу другую эстетику - способ восприятия, который ориентируется не на стандарты, а на общее эстетическое впечатление. Для другой эстетики не важен цвет волос, объем талии, бренд женской одежды - важна только сама красота.
К2: Весьма интересная мысль. А почему вы избрали именно такую форму подачи материала – плакат, лозунг, воззвание?
М.П.: Начало века - всегда благодатная почва для протеста, революции. Завершился столетний цикл, человек устал от накопившегося груза традиций, поэтому мы возвращаемся к старому доброму эпатажному методу футуристов и решили по мере сил подрывать устоявшуюся систему.
Г.К.: К тому же, ввиду засилья партийности и тусовочности в искусстве, мы едва ли можем дать своей инциативе достаточную огласку. Улица – это особый сегмент городской культуры. Здесь все равны. Улица – это прежде всего место встреч, место зарождения новых идей, пространство для обмена информацией и развития. Поэтому мы выбрали самую простую и доступную для «уличного» человека форму выражения идей – плакат. Есть и другой, я бы сказал, глубинный мотив. Интеллигенция уже практически вымерла как класс. Носителем разума, сознания становятся интеллектуалы, которые выросли на улице, воспитаны андеграундной цивиллизацией подворотен. Заброшенные заводы, теплотрассы, старые котельные, неформальские тусовки, сквоты – вот родина-мать для большинства современных интеллектуалов. Однако, улица почему-то стала вотчиной гопников и прочего безмозглого мусора. Своим арт-проектом мы как бы заявляем право интеллектуалов на безраздельное владение улицой.
К2: Вы постоянно делаете акцент на революционности, своременности своего арт-проекта. Однако, подобные фотографии – уже не новость в мире искусства. Как бы вы прокомментировали подобное заявление.
М.П.: Новизна и революционность заключается в том, что мы под фотографии, которые сами по себе действительно не новы, подводим теоретическую базу. Текстовый материал подркепляет и расширяет идею, заложенную в визуальном материале. Зритель, он же и читатель, может сравнить свое восприятие с авторским. К тому же, едва ли в каком-нибудь из провинциальных городов когда-либо проводились подобные акции.
Г.К.: Ну а тем, кто считает наш арт-проект старьем и бредогоном мы предлагаем провести свою, по настоящему революционную акцию в своем городе.
К2: Я думаю, после подобных заявлений думающее сообщество России несомненно включится в активную деятельность на ниве искусства. А какие у вас дальнейшие планы? Вы планируете продолжать подрывную деятельность?
Г.К.: Конечно, мы думаем продолжитьэтоблагое начинание. Планирует провести ещё одну акцию, посвященные тому, о чем я уже говорил – борьбе интеллектуалов за владение улицой. На этот раз мы не будем прятаться в «подводном течении» и заявим свои идеи в предельно доступной форме. Кроме того, осенью будет выпущен фотокомикс на тему «женский век». Пока не ясно в какой форме комикс будет издан. Обещаем как минимум публикацию на контркультурных сайтах.
К2: Спасибо за интересный разговор. Надеюсь на новые встречи и новые интересные проекты.