Поговорим сегодня о контркультуре. Вернее, стоит уточнить, что речь пойдет именно о российской контркультуре. В силу ли того, что с западной контркультурой я знаком значительно хуже, поскольку не совсем в ладах с английским языком и слэнгом. А вот родная, российская, вот она. В силу ли того, что родная рубашка ближе к телу. Современная российская контркультура существует в двух ипостасях. Первая - это сетевая личина, сайты, которые не требуют значительных денежных вливаний в свое существование. Они лишены необходимых для бумажного овеществления затрат, и тем привлекательны для суровых праведных борцов за истину. Вторая - это клубная ипостась, питие определяет сознание, и ряд клубов имеют именно эту антимейнстримовую заточенность. В Москве это, скажем, Морисвиль или Третий путь.
Особенность нашей контркультуры - это, в первую очередь, превалирование ненормативной лексики. И нет в этом ничего уж плохого, богат и могуч русский язык ибо. Во вторую очередь, акцентирование на антисоциальных проявлениях личности, то есть в итоге, на агрессивный индивидуализм в своем самом радикальном облике. Наслабый такой индивидуализм, было бы только чему проявляться. И тут стоит заметить, что интересы большинства деятелей этой самой контркультуры поражают зачастую ограниченностью и тупостью. Дальше баб, водки, марихуаны и мата речь заходит уж совсем редко.
И тут надо заметить, что. Связано ли это с возрастом, или с какими-либо частными особенностями психики, но зачастую проявления деятельности в этом жанре удивляют совсем уж подростковыми рефлексиями. Богу богово, а кесарю кесареву. То, что станет делать и как станет высказываться человек в 14 лет, вряд ли станет повторять человек в 24 года, и тем более уж в 54. И то, что делают отдельно взятые персонажи нашей контркультуры, меня просто поражает своей детскостью и инфантильностью. Эдакой сублимированной детскостью.
Иногда встречаются такие перлы, особенно в сетевых проявлениях, что просто отваливаются глаза и вытаращивается язык.
Однако именно в проявлениях контркультуры, как антитезы культуре массовой, иной раз рождались гениальные вещи. Известный факт. Начало двадцатого века в России. Расцвет махровой контркультуры в одном отдельно взятом говне. И вот рождалась же та конфетка! Если ты заглянешь в архивы по тому времени, то увидишь глобальное засилие дерьма во всех этих газетках, брошюрках. Сайтов вот тогда не было. А так - полное засилие пошлятины и недалекости.
Когда б Вы знали, из какой грязи рождаются цветы? Не про это ли? А про тонны словесной руды, что там у классиков? Ну было и было. Пускай и будет. Но этом фоне особенно ярко смотрятся особенности индивидуальности тех самых персонажей, что ныне эгоцентрируют себя в культуре андерграунда, готовы живописать свой скудноватый несколько внутренний мир, и даже делиться обмывками этой живописи с окружающими.
Мне вот в этом смысле апологеты массовой культуры представляются иногда более умными людьми. Вот видел недавно интересную беседу в ящике таких людей. Беседовали сценограф Б. Краснов, интереснейший молодой режиссер и небезызвестный О. Кушанашвили. Так вот, все они признались в общем служении делу поп-культа, все втроем утвердили себя в тиражировании образцов массовости для широких зрителей. Так вот, они согласились между собой в том, что нет сильной альтернативы, когда нет мощного мейнстрима. Нет off-Бродвея, и off-off-Бродвея, когда отсутствует сам Бродвей. Успешный, массовый, отрихтованный для ВСЕХ.
Так вот, я утверждаю, что ПОКА у нас мейнстримом является, не хочу никого обидеть, но: нынешняя попса, ПОКА есть та система базовых ценностей, что есть сейчас, никакой сильной и интересной контркультуры у нас БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
И никакой вменяемой контркультуры нет. Есть бактерия такая. И этих бактерий развелось некоторое количество. Биомасса такая. И тут уж надо переводить вопрос в плоскость такую: полезен ли кефир для здоровья? Как сгусток бактерий. Хотя вот и ценность непрокисшего молока тож сомнительна, на самом деле.
Если и появляются здравые мысли, то в устах пресловутых контркультурщиков преобретают эти мысли некий такой феномен. И не продукт, а продуцент. Практически планетарный плацент. И не какашка, но вот не роза!
Группа ЛЕНИНГРАД, например, в свое время была одним из лидеров российской контркультуры. Теперь же она является ярким представителем достойного мейнстрима в понимании среднестатистического незамороченного интеллигента. И так меняются многие. Наиболее светлые вменяемые головы отходят от первоначального говнообливательства на все попсовые головы, в лице вполне конкретного ЛАСКОВОГО МАЯ или там ЗУРАБа ЦЕРЕТЕЛИ. И переходят к вполне адекватному разумному подходу, отнюдь не отрицающему позицию и радикализм.
Антипримеров тоже куча, но они менее интересны, в силу своей локальности и малоценности для окружающих. Отсюда вывод. Контркультура интересна для мира тогда, когда она несет здравое зерно в альтернативном виде, при наличии оппонирующей сильной массовой культуры. Поскольку несет, постольку ценна. Поскольку несет пургу, настолько не ценна. Дерьмо, иными словами.
Не буду разводить тут вкусовщину, и говорить, что я, такой вот умнище-голова, сейчас вот разложу все по полочкам и развешу таблички в цветистых рамочках. Но готов утверждать, что сегодня интересны именно те персонажи в этом жанре, которым не свойственно оголтелое неприятие проявлений массовой культуры. Это же глупо. Умные люди тем и отличаются, что широтой восприятия. В том числе.
Гении при этом могут заблуждаться, и глубоко. Им можно. Вспомним того же Льва Толстого, с его дурацким переложением Библии для крестьян, или невразумительными этическими трактатами. Однако велик. Хоть от церкви все ж отлучен.
И вот, поскольку такие качества присутствуют в отдельно взятых личностях, постольку они мне интересны. Того же А. Троицкого почитать. Или Паука послушать. Хотя песни КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА мне значительно менее интересны, чем идеологемы самого Паука. Интересно узнать, о чем думает Шнур. Такие вот люди интересны и ценны для матушки-России.
Многое прочее относится скорее к безудержному желанию говорить, говорить и говорить. Стать звездой контркультуры. А вот Стань Звездой! Не умеешь ни хрена, не знаешь ни хуя, а ты стань! Станешь звездой, а там уж потом приткнут тебя, петь там, или пританцовывать. А вначале стань звездой. Ахинея полная. Но весьма нынче распространенный взгляд на вещи.
Это что касается содержательной стороны. А что до невменяемых проявлений, так это мне параллельно. Когда блюешь, так выблюешь всю блевотину. А когда думаешь, так начинаешь фильтровать базар. Не то, чтобы никто совсем уж не рубил фишку. Но факт остается фактом. И никакой стилизацией, к сожалению, это не оправдаешь, и не надо вешать невкусно пахнущие макароны никому на уши. Повторюсь, к сожалению. Потому что контркультура есть перегной. Из которого вырастает нечто интересное для всей культуры в целости. Для ВСЕЙ.