Сразу оговорюсь - я человек верующий. Конкретнее – православный. Так вышло. Родился бы в чеченском ауле – был мусульманином. География рождения, знаете ли, весьма предопределяет вероисповедание.
Бог есть – пусть даже это не научно доказанный факт. Но он есть. И на самом деле, даже неважно как его зовут – Иисус, Магомет или Будда. Потому что – Бог есть. А имена его пророков, дело, на самом деле, десятое.
Но Бог в душе, и Бог на земле – разные вещи. В душе он - отец-спаситель, на земле – тщательно выстроенный культ. То есть – бизнес. И налицо все признаки: отличные офисы для приема граждан, «мерсы», на коих передвигается епархиат, пресса, телеканалы, фирменные автостоянки и благосклонность властей. Властей понять можно: им всегда немножко стыдно за что-нибудь свое и они хотят немножко искупить, покровительствуя церкви или мечети.
Но когда я вспоминаю одну захолустную церквушку в медвежьем углу, где батюшка ведет службу не за деньги, а за совесть, мне действительно становится стыдно… Стыдно за то, что батюшка умудряется совмещать службы с удачной торговлей лесом, что, собственно и позволило ему заново отстроить храм, вскормить пятерых детей и ездить на «Ландкрузере».
Но этому батюшке повезло - у него пришлась к месту предпринимательская жилка. А сколько бессеребреников пропадает в глуши, отчаявшись воззвать к душам пьянчужек на голодный желудок? И когда за плечами семья и дети? Сколько?
И мне удивительно наблюдать, когда епархиат, вылезая из «мерсов», грустно жалуется на отмороженность душ прихожан. Грустно и больно. Потому – что Бог все-таки есть. И он не отвечает за своих наместников на земле. Таковы правила. Увы.