Животные делают только то, что им необходимо. Действуют всегда в своем интересе. Для человека деятельность в своем интересе, есть только, к сожалению, частный случай. Делая то, что хочется, человек испытывает радость от самого действия. Большинство людей, в большинстве случаев действует в чужом интересе. И здесь важно понять, почему люди совершают работу без видимой пользы для себя. Разобраться в мотивациях.
А их всего три.
1. ожидание награды. В этом случае человек точно и определенно знает, что он получит за работу. Это нормально.
2. избежание угрозы. В этом случае человека ставят в условия, когда совершение определенных действий позволяет избежать определенной опасности, потерять какое либо необходимое ему благо. В этом случае человек производит необходимые энергозатраты, которые кажутся ему меньшими, нежели те, которые он понес бы, не совершив работы. Опасность для жизни, например, заставляет человека бежать, сражаться или идти на уступки. В данном случае наградой может являться только избавление от опасности, которое может дать возможность перевести дух и вновь заняться деятельностью, приносящей удовольствие или дающей возможность получения вознаграждения.
3. обман. Индивида принуждают действовать в ожидании награды, которая никогда им не будет получена. Действуя определенным образом в ожидании награды, и не получая ее, индивид естественно обнаруживает обман. И либо требует обещанного вознаграждения, либо разочаровывается и прекращает деятельность. Как же заставить его производить работу в ожидании награды, которая не выдается? Конечно же, используя второй способ – страх.
Тут вступает социум. Воспитание. Трусить – стыдно. Это все с детства знают. Это еще Маяковский сказал. Гыгы.
И выгоду свою во всем искать тоже стыдно, чревато осуждением общественным.
Таким образом, из страха перед обществом и чтобы не стыдиться перед собой самим, человек подменяет мотивации. Пытается обмануть и окружающих, а главное – себя.
Для того, чтобы оправдать свою трусость, находит истинным своим мотивам красивые замены. Так, страх перед государством, мы называем долгом перед Родиной. Врачи и учителя, работающие за мизерную зарплату, говорят о долге перед обществом (не желая признать, что в действительности просто боятся потерять малое, что имеют, пытаясь получить то, чего достойны или страшась осуждения окружающих). Люди несчастливые в браке, называют причиной продолжения совместной жизни «жертвой» во имя любви, детей, еще чего-то, опасаясь потерять стабильность, достаток, социальный статус...
Подмена мотиваций опасна для человека. Ведь действуя невыгодным ему образом он теряет энергию, однако убеждает себя продолжать. Энергия расходуется на совершение работы, поддержание собственных иллюзий и внутреннего равновесия. Поскольку энтропия понижена, человек теряет возможность получать энергию извне. Внутренние же ресурсы стремительно истощаются. Причем урезаются именно те энергозатраты, которые идут на поддержание жизни. Поскольку совершение работы и поддержание иллюзий диктуются страхом, то есть мнятся необходимыми для выживания. Такого рода понижение энтропии приводит к разрушению системы. Человек чахнет, не в силах сопротивляться болезням, или спивается, пытаясь уйти от ситуации, утопить горе в вине.
Или происходит пробой системы, накопившей чрезмерное напряжение. Естественно, такого рода пробой происходит по пути наименьшего сопротивления, и гнев, накопленная ненависть к начальству, государству, обществу, самому себе, выплескивается на родных и близких...
Всегда выгоднее точно отдавать себе отчет в том, почему ты так или иначе поступаешь.
Сегодня слава богу уже не стыдно искать выгоды. То же и со страхом.
Осознанные действия под принуждением и угрозой вряд ли выйдут за рамки необходимого, более того, при ослаблении контроля со стороны принуждающих, естественно сводятся до создания видимости.
Принуждающая сила естественно представляется враждебной, а это означает, что в отношении ее не действуют никакие правила, что исключает муки совести в случае нарушения каких либо нравственных принципов. Вред, нанесенный врагу, также должен бы встретить и одобрение со стороны «своих», собратьев по несчастью. Кроме того, всегда можно оценить степень соответствия своих уступок своему страху. И не попасть в ситуацию армейского «духа», который убивает себя, страшась – всего лишь! – побоев... Преодоление страха – заслуга, приносящая радость, удовлетворение и одобрение окружающих.
Человек, подменяющий мотивации – преступник. Ведь предательство идеалов – чревато осуждением со стороны социума и самоосуждением. Вдобавок к настоящему – страху перед врагом. Выдающий свой страх за мифические «нравственные принципы», выдуманные идеалы вообще не в состоянии сопротивляться.
А, кроме того, лишает такой возможности других. Ведь мы убеждаем не только себя, но и стремимся убедить всех в истинности своих «идеалов». Когда сила врага уменьшается, мы сами поддерживаем его, требуя от себя и других следования возвышенным поддельным мотивациям. И объявляем врагами тех, кто посмел бороться за себя – и за нас, своих собратьев по несчастью. Мы убиваем тех, кто пытается нас спасти, ради тех, кто нас убивает...