"Он повсюду. В глянцевых изданиях умеренно брутален, в шершавых — сдержанно-гламурен. В демократических СМИ поругивает правительство, в шовинистических — клеймит граждан либеральной национальности и рвет на груди тельняшку за Иосифа Виссарионовича. Ну а если на Землю заявятся медузообразные инопланетяне и начнут издавать кулинарную газету, то через пару недель Прилепин там будет вести колонку, рассказывая о преимуществах какого-нибудь питательного клейстера перед котлетами с макаронами…" (с)
А ведь эти слова Роман Арбитман написал довольно давно, лет шесть назад, если не больше.
Изменилось ли с тех пор что-нибудь?
Да разве что скорость реагирования возросла и наглость окрепла. Не успела новость о смерти Э.Лимонова облететь всех, как Прилепин уже дает интервью "КП", уже называет придурками тех, кто цитирует меткие и хлесткие ругательства Вениаминыча в его, Прилепина, сторону.
Мол, а вот вас всех он вообще еще сильнее изругал бы... Ну, конечно.
Только Лимонов и не ругал Прилепина. Просто дал ему такую же характеристику, что и Арбитман когда-то, лишь другими словами и покороче:
"Прилепин толстолягий, мордатый, модный парень, своего рода Дудь, принадлежит к той же категории шоу-бизнес звёзд, что и Ксения Собчак".
Вот и всё. Меньше чем в двух десятках слов схвачена вся суть. Ну там было еще что-то про "банален", "литературное насекомое", "порожден пошлым временем" и снова зачем-то про ляжки - но это уже частности. Эти частности Прилепин в интервью легко парирует: мол, да о ком Дед только не отзывался в подобном ключе, да там в списке и Пушкин, и Бродский...
Ну да. Гомер, Мильтон и Паниковский.
Конечно, Прилепин не был бы Прилепиным, если бы моментом не встал в третью позицию:
"Я себе говорил: ни в коем случае не своди с этим человеком счеты, потому что ты создан во многом им. Он - один из моих родителей. И было бы это с моей стороны нелепо"
С последней фразой трудно не согласиться. Нелепей Прилепина, "толстолягого и мордатого", "сводящего счеты" с самим Лимоновым, трудно кого-либо представить. Поэтому на выручку приходит маска "сыновьего почтения и благодарности". Никакими благородными движениями души тут и не пахнет - заурядный расчет.
Дальше - только хуже.
"Я человек, который знает о Лимонове, знает Лимонова, думаю, как мало кто другой. Я знаю его больше, чем любой его биограф, я знаю множество его разнообразных тайн, я знаю все изгибы и перетряски его биографии. То есть я знаю Лимонова больше, чем Эмманюэль Каррер, в 50 раз, и в 100 раз больше, чем люди, которые писали о нем те или иные работы".
Вот это уже настораживает серьезно.
Валентин Гафт однажды выдал замечательное: «Умереть не страшно. Страшно, что о тебе снимут фильм и тебя сыграет Безруков».
Литераторам должно быть не менее страшно - у них есть свой "безрукий биограф". А Прилепин свою безрукость доказал сполна, написав потрясающе манипулятивную и нашпигованную подтасовками книгой "Взвод", насчет которой даже поп-критик Галина Юзефович (Galina Yuzefovich) задалась вопросом: "Что с ней не так?"
А с ней не так вот что: манипуляции автора с фактами писательских биографий столь топорны и корявы, что даже у похмельного фокусника на детском утреннике 1 января лучше номера получаются.
Прилепин уже проявил себя и как знаток биографий не так давно почивших литераторов - распинался насчет "русского офицерства" одного такого. Правда, оказалось, что наврал с три короба, "офицер-литератор" тот ни дня не служил вообще и любил с нацистскими цацками играть. Но разве это волнует ловкого и быстрого биографиста...
Кстати, Галина Юзефович спустя несколько часов после известий о смерти Эдуарда Лимонова тоже написала статью для "Медузы".
Прилепин, разумеется, уже назначен "одним из самых преданных последователей Лимонова как в искусстве, так и, если можно так выразиться, в жизнетворчестве".
Вот помяните мое слово: скоро мы будем и "биографию" Э.Лимонова в исполнении З.Прилепина читать, и обзорную статью на нее Г.Юзефович в "Медузе". Возможно, более благожелательную, чем о прилепинском "Взводе".