Не думаю, что вы часто перелистываете старые карты Европы из юмористических изданий прошлого и позапрошлого векoв. Поэтому одно исторически существенное обстоятельство могло случайно не отложиться в вашей памяти: образ "русского медведя" был не единственным и не самым популярным среди аналогий из животного мира, которые вызывала старая Российская Империя, "которую мы потеряли". Гораздо чаще эта ныне потерянная страна ассоциировалась со спрутом, душащим соседей своими многочисленными щупальцами. Все, кто сколько–нибудь интересовался историей 19 века, знают, что этот образ символизировал репутацию России все это время.
Можно отсюда извлечь какой–то урок? Можно, конечно, однако мало кому хочется. Потому что все помним, чем кончила та, которую мы потеряли, с той репутацией и симпатией к себе, которые она не без основания имела.
В этом месте можно поржать и порассуждать об извечной русофобии всех.
[Ржать — тут]
[Специальное место для рассужденоий о русофобии — тут]
А вот и сами карты.
#1 Медведь–с–нагайкой. Медведь, да, но с нагайкой — это все же не совсем то животное, которое сейчас любят рисовать.
#2 Тут все в комментарии рассказано.
#3 Ну, это немчура, понятно. Мужик с бутылем в кармане, с которым легко расправляются организованные немцы. Знали бы, чем кончится, не так бы радовались своим успехам.
#4 Союзники, понятно, смотрели на дело по–другому. Тут как раз появляется опять образ медведя, который в карикатуре амбивалентен: те, кто симпатизирует России, тоже используют этот образ. Так что нынешняя приватизация медведя пропагандистами не случайна. И — таки ах, кабы вот эта оптимистическая оценка тогда имела отношение к реальности... Россия в виде расписного бульдозера с царем–батюшкой у руля, приходящая на выручку... Да–да.
#5 У японцев, понятно, образ России всегда был совсем другой, более по линии морепродуктов (с чего мы и начали).
#6 Медведь, впрочем, тоже мог фигурировать, но, заметим — в кованых сапогах. Медведь в кованых сапогах — это не совсем то животное, что сейчас рисуют.
#7 Спрут — это образ, который сложился не только у японцев, как мы видим; у голландцев тоже...
# 8,9... и у англичан.
Но главное, конечно, что самооценка Российской Империи от всех этих инсинуаций не страдала. Нехай клевещуть... А мы по–любасу во всем белом, с нашим царем, скрепами и духовностью. Вот примерно в такое зеркало глядела страна незадолго до того времени, когда тов. Парвус успешно предложил тов. Ленину финансовое пособие: #10.
Ничего похожего на вот это: #11.
И как оно вот это, вот весь этот, не боюсь тaкого слова, бэкграунд, мог сказаться на обороноспособности страны и патриотизме ее населения, начальству и в те годы в голову не приходило. Клевещут же. Русофобы патамушта (TM).