Случилось мне раз застрять в самую промозглую осень почти на неделю на чужой даче. Хозяев нет, денег тоже. Пустой дачный поселок, случайные листики на голых ветках и затяжной дождь. Дом был летний, холодный и я устроился во времянке, пропахшей старыми ватными одеялами. В отчаянной попытке не умереть от скуки и суходрочки я начал читать сваленные у печки на растопку старые газеты и нашел среди них томик прозы с курчавым таким профилем на обложке. Взялся за полузабытую со школы «Капитанскую дочку» и где-то к середине ясно осознал, что читаю текст, где слова выбраны безошибочно и расставлены безукоризненно и в паре абзацев до тебя донесено столько, что другой и в главу не уместит. Вот так на истории Маши и Гринева, забытой в дачном углу, я заново учился читать и вникать в каждую букву, не глотая страницы как гамбургеры, лишь бы узнать, что там дальше, чем дело кончилось.
В другой раз случилось мне случайно снять с дедовской полки и прочесть речь Достоевского на открытии пушкинского памятника в Москве. Понятно, почему её, речь эту в школе не изучают. Знал бы её народ получше, погнал бы ссаной тряпкой легионы пушкиноедов на общественно полезные работы. А вот ФёдМихалычу, наоборот, почет и уважение. На дюжинке страниц разобрал и изложил всего Пушкина. Раз и навсегда! Ясно и четко, доступно и глубоко. И оттого как-то так… В общем, вроде как окрылила меня та речь! Одно слово, классик!
И в других областях картина не меняется. Грузят постоянно, что очередное голливудское есть шедевр со спецэффектами, а я налетаю в Рунете на гневную такую критику Сергея, нашего, Эйзенштейна, что его старая работа «Александр Невский» есть самая грубая антиисторическая халтура. «Эта такая заказная сказка! Не могли немцы бросать детей в костер!». Только вот после выпуска в прокат прошло всего ничего и сказка обернулась явью! И потому скачал фильму, заново просмотрел и вот что должен заявить. Главная мысль фильма о том, что Русская Земля стояла и стоять будет на том, что кто к нам с мечом войдет, тот от меча и погибнет, есть мысль правильная и раскрыта она полностью, последовательно и без оговорок. Отсюда следует, что «Александр Невский» есть фильм очень правильный и очень историчный. А по поводу мелких неувязок скажу так. Эйзенштейн ведь не червонцы ксерил, а создавал художественное произведение, отражающее действительность. Отражающее!! И потому спорить давайте исключительно на тему - отразил или не отразил. Вот так. А к чему всё это вспомнил? А к тому, что нигде как в той советском черно-белом фильме гениальная музыка не ложится так точно и естественно на гениальный кадр. А кто мне сейчас начнет грузить, что всё отстой, кроме спецэффектов, так сразу и отвечу «Идите на хуй вместе с вашими эффектами!»
Нет, конечно, в Голливуде умного и талантливого народа хоть жопой ешь, кто бы спорил. Да только талант этот весь всегда направлен на то, чтобы почесать зрителю, где чешется, и подрочить у него, где дрочится. И потому не фильмы там снимают, а продакшены выпускают и всё этим сказано. Впрочем, это всё моё личное мнение. Как и то, какая актерская работа в мире самая гениальная. Снова случайно нашел её для себя среди старого хлама, растасканного на смешные анекдоты. Поищите там, в Голливуде и его окрестностях, равного по силе, по обаянию гениальному Бабочкину. Не просто сыграл, а так прожил своего Чапаева, что больше ему в кино уже делать было нечего. Без всякой позы типа «Бог прощает, а я – нет», но так, что сила его «Врешь! Не возьмешь!» уже обреченного саму смерть ломает.
Впрочем, времена меняются. Вместо прямого чапаевского теперь в ходу изворотливо жидовское «Не дождетесь!» И что? Будем теперь все пейсы отращивать или всё же пересмотрим разок с детьми старую работу братьев Васильевых? Вы только не подумайте, что я против евреев умышляю, что их злокозненными считаю или ещё чего. Это я к птому, что мы, русские, ну ничем других не лучше и потому у нас, как и у всех других, лучше получится, если мы будем своим умом жить, своей душой чувствовать и на своих козырях играть.
В общем, примеры тут у каждого могут быть свои, я на эталон не претендую. Просто много хорошего, нужного, полезного и незаменимого можно накопать среди забытого, пропущенного, недопонятого, незамеченного и задвинутого. Но ведь и нового упускать нельзя, ясен пень. Так стоит или не стоит копошиться в «несозвучном эпохе» и если стоит, то сколько времени на это тратить?