Сейчас уже мало кто вспомнит, что был такой купеческий род на Руси – Иголкины. И фамилия как бы не особо звучная, а вот поди ж, эта фамилия очень хорошо была известна Петру Первому и его царственному визави Карлу Двенадцатому. И с чего бы влиятельным и блистательным монархам, великим воинам и творцам государственности интересоваться простым новгородским купцом ? Нет, Иголкин не поставлял к дворам меха и меды, квас и пиво, окарока и рыбу. Совсем даже наоборот – он прославился, сидя в неволе.
Дело было во время русско-шведской Северной войны. И дернуло же купца аккурат в дни начала войны оказаться в Стекольне (Стокгольм так называл русский торговый люд). Чем торговал купец, доподлинно неизвестно – может съестным припасом или пенькой, но ввиду начала военных действий был схвачен и посажен в казематы Стокгольмской крепости. Вероятно, был, выражаясь по-современному, интернирован, а поскольку концентрационных лагерей еще не изобрели, то взяли купца за бороду, да и повлекли в узилище.
Сколь долго сидел на казенных харчах торговец, это тоже неизвестно. Но будучи, как негоциант, знаком со свейским языком, услышал, как два караульных солдата почем зря костерили русского царя и русский народ, не стесняясь в выражениях, не риксдаг, чай, а крепость. Иголкин терпел эти злопыхательные речи, но, видимо, выражения так его оскорбили, что он сделал солдатам замечание…На что караульные стали хулить Россию еще пуще. При обходе казематов Иголкин пожаловался на это дежурному офицеру или начальнику караула, но тот не снизошел до какого-то русского и на его жалобу ничего не ответил. По уходу офицера караульные продолжили «чесать языки» по поводу русского царя. Возмущенный Иголкин, видя полную безнаказанность хулителей, выхватил тесак из ножен одного караульного и быстро расправился с солдатами. Услышав шум, в каземат поспешили коллеги караульных, но было поздно. Иголкин, заколов обоих шведов, смиренно положил тесак и сдался без какого-либо сопротивления.
Естесственно, о происшествии узнал король Карл, которомубыло известно все происходившее в королевстве, а тем более, в его столице. Иголкин был немедля доставлен к королю, который поинтересовался, как и зачем пленный убил двоих его солдат.
Купец с достоинством изложил все происшедшее и закончил свой рассказ эпохальными словами :
– Я исполнил мой долг и безтрепетно иду на смерть за честь моего Государя.
Король опросил лично всех караульных и офицеров, и признал купца Иголкина невиновным и через нейтралов отправил Иголкина в Россию со словами:
– Возвращаю твоему Царю его верноподданного.
Царь Петр Первый узнав о подвиге Иголкина, по его возвращении из плена, наградил новгородского купца и всякий раз, бывая проездом в Новгороде, призывал Иголкина к себе. К сожалению, История не оставила нам даже имени купца Иголкина…