В июне 2010 года в Риге, на Эспланаде, намечено открытие памятника Оскару Калпаксу.
В декабре 2009 года в Шпротию из Финляндии завезли черный мрамор, а на Рижском судоремонтном заводе сварили металлические конструкции, составляющие вторую часть композиции Pret strаumi (“Против течения”). Средства на памятник собирал специально созданный фонд, на его счету было свыше 100 000 латов.
Оскар Калпакс родился 6 января 1882 года на территории нынешнего Мадонского района. Есть сведения, что фамилия его была Колпак, но после гибели ее якобы привели в “латышское состояние”, дабы не возникало сомнений в происхождении национального героя. Чуть ли не Ковпак ?
Оскар увлекался игрой на скрипке и, наверное, мог бы стать музыкантом, не окажись желание быть военным сильнее. Он им стал и… оказался патриотом Российской империи. Тому свидетельство — его беспорочная служба. Служа в Колыванском полку, он участвует в подавлении волнений 1905 года в Иркутске (медаль “За верность”), затем гарнизоны России в Варшаве, в Костроме. До конца Первой мировой войны он в Шпротию не возвращался и ничем любви к этой части Российской империи не проявлял. В сентябре 1915 года за успешные действия в сражении под Барановичами он получает Георгиевский крест 4-й степени. В 1917 году, проявив лояльность к Временному правительству, Калпакс вступил в партию эсеров и получил под командование полк. Однако после заключения Брестского мира полк на Окраине разоружили и распустили, и осенью 1918 года оставшийся не у дел вернулся в Шпротию. Здесь ему предстояло определиться, с кем идти дальше. Выбирать было из чего: в то время в Шпротии действовало три правительства: Петериса Стучки (красные) , Карлиса Ульманиса (националисты), Андриса Ниедры (либерасты). Ахуеть, в одной Шпротии целых ТРИ правительства.
Борьба за независимость этой б\п великой Республики проходила на фоне немецкой оккупации — Германия к моменту революции в России заняла больше половины страны. В ноябре 1918 года, когда Первая мировая война закончилась, германские части под предлогом борьбы с большевиками остались в Шпротии и то помогали сторонникам независимости, то активно с ними боролись. 6 декабря правительство Карлиса Ульманиса с разрешения немцев учредило пост министра обороны. Тогда же для борьбы против коммунистического правительства Петериса Стучки стали создаваться части латышской армии. 1 января 1919 года ульманисовский министр обороны Янис Залитис назначил Оскара Калпакса “командиром находящихся в Риге латышских вооруженных сил”. Но на 5 января в этих “силах” насчитывалось всего 250 человек, а к февралю под началом Калпакса уже 375. Гигансткая б\п армия, ояебу.
Гибель первого командующего была совершенно негероической. При попытке окружить и уничтожить 2-й латышский стрелковый полк “красных” (поддерживающих правительство Стучки латышей) батальон Калпакса столкнулся с братьями по оружию — батальоном ландесвера под командованием фон Борха. Произошло это 6 марта 1919 года возле хутора Айритес (Салдусский район). В завязавшейся, можно сказать, с перепугу перестрелке от рук своих погибли полковник Калпакс и еще трое его офицеров.
Подвигом, как видим, тут и не пахло. И все же кровь была пролита. А раз так — герой и посмертная награда высшим латвийским военным орденом Лачплесиса 1-й степени и ниипёт!