Как подтвердит любой медик, ношение марлевой повязки в надежде защитить себя от заражения вирусной инфекцией - это примерно как укрываться за кустиком сирени от обстрела. В смысле не прятаться от пулеметчика в надежде, что он тебя не заметит, а вот именно полагать, что веточки и листики задержат ураганный огонь и все будет хорошо.
Но повязку в Китае обязаны носить теперь все и везде. За невыполнение требований могут и наказать. Однако все равно встречаются бунтари - принципиально пытаются, например, войти в торговый центр без маски. Каковы их мотивы - загадка. Итог всегда один - охрана им без лишних слов заламывает ручки-ножки, выволакивает вон и сдает полиции. Если учесть, что Китай ужесточил наказания за нарушение общественной безопасности, таким непослушникам еще долго будет аукаться их бунтарский дух.
В общем, без маски теперь никуда. При этом совершенно неважно, какая именно на тебе она - простая марлечка или дефицитная N95. Неважно, что вирус передается и через слизистую глаз - защитные очки носить не требуют.
То есть предписание носить маску никак не направлено на защиту здоровых. Это важно понимать.
Все, что ожидается - это чтобы уже заразившиеся своими чихами и кашлями не забрызгивали все вокруг.
И вот тут самое интересное. Любой, кто бывал в Китае, подтвердит - на Всемирном Чемпионате по спортивному харканью и дальнобойному чиханию местное население заберет всё золото. Громко и смачно харкнуть для китайца не зазорно. Наоборот, это полезное действие, рекомендованное лучшими собаково... эээ... традиционной китайской медициной.
Теперь же это происходит так. Идет законопослушный человек в защитной маске по улице (или сидит на лавочке). Вдруг оттягивает свой "намордник" и с громким "Кхххх!", погоняв туда-сюда всё свое богатство, выплевывает его в стиле "куда бог пошлет".
Нельзя сказать, что с этим не пытаются бороться. Пытаются. И плакаты вешают, запрещающие плеваться, и СМИ убеждают этого не делать, и через громкоговорители увещевают. Но вы же понимаете... Это как нам на Новый год вдруг попытаться оливье запретить.
С чиханием все примерно так же.
На вокзалах, улицах и в метро везде картина одинаковая. Кому захотелось прокашляться или чихнуть - оттягивает вниз маску и с наслаждением, подавая корпус вперед, делает "АПЧХИ!". Потом снова натягивает "защитное средство". Не пачкать же его, ну.
Но есть вещи и посерьезнее. ЕДА. Еда это настолько святое понятие, что если вы вздумаете, например, озадачить работой китайца в 11:30 - когда вся трудовая страна спешит на обед - наживете себе врага. Китаец готов к любым трудовым свершениям, но бросит все не раздумывая, когда наступит время обеда. Впрочем, этим они как раз похожи и на другие народы. Помните ведь: "Война - войной, а обед по расписанию".
Так вот. Еду я несколько недель назад в поезде. Уже началось нагнетание, уже испуганный народ массово шастает в масках, но пока без дождевиков, перчаток и пустых баклажек из-под воды на голове (в качестве защитных шлемов). Я сижу без повязки (еще было можно) и смотрю на соседа, парня лет тридцати. Он в двойной маске, одну надел поверх другой. Каждую минуту проверяет свое многослойное средство защиты, щупает, поправляет - чтобы как можно плотнее прилегало к лицу. Думаю: может, я и впрямь легкомысленный человек... Вон как местные-то укрепляются... А время как раз близится к половине двенадцатого. Как почти уже местный (но я не харкаюсь, клянусь... разве что тайком и тихонько) достаю из рюкзака купленный еще на вокзале чизбургер и принимаюсь за него. Сосед с завистью косит глаз на меня и на мою еду. Ерзает беспокойно. Потом не выдерживает, лезет в свою сумку, достает какие-то сосиски в пластике, рвет упаковку, стягивает с себя обе маски и начинает хомячить.
Еду в поезде обратно. Рядом со мной примостилась "блуждающая" бабка. Это я понял из ее беседы с проводниками. Бабка ездила в гости к детям в другой город. Возвращалась обратно в свой, а он уже закрыт на карантин. Бабка поехала обратно к детям, но и обратно ее не пустили. Тогда она решила направиться к родне в третий город, туда вроде пускают пока. Таких горемык, которые мотаются по городам и весям в надежде приткнуться хоть куда-нибудь, сейчас полно. Про то, что они могут быть разносчиками заразы, очевидно, не сильно задумываются на местах.
Но ладно, вернемся к бабке. Бабка сидит напротив меня, в повязке на лице и время от времени деликатно покашливает в эту саму повязку.
"Какая молодец!" - восхищаюсь ей. "Какая сознательная!" Как говорится, not so fast, my friend... В руках у бабки появляется Термосок. Это слово надо писать именно так - с заглавной. Потому что Термосок и китаец это такая, знаете ли пара, где именно первый рулит всем и всегда. Он всюду с китайцем, там всегда плещется кипяточек (который китаец ищет везде и сливает себе в Термосок без колебаний при первой же возможности). Этот кипяточек надо в любых ситуациях шумно и с наслаждением прихлёбывать. Потому что и полезно, и согревает. И вообще так надо. Бабка отвинчивает крышечку Термоска, снимает с себя повязку и делает пару глотков. Надевает повязку и сидит. Через несколько минут снимает с себя повязку и делает еще два глотка. Надевает повязку. Проходит еще несколько минут... И так - все полтора часа пути.
Вот такие пока наблюдения об эффективности индивидуальной защиты.
Ну и напоследок, на фото - три вида этих самых средств. Традиционная, проверенная временем, европейская.
Современная усовершенствованная местная - колпак из баклажки среди местных русских называется "сициньпиновкой" (типа буденовки нашей).
Наконец, экологический вариант: сила природы и витаминов. Причем это не единичный случай, встречаются изредка такие экземпляры.