Во время путешествия по северной части Эфиопии постоянно ловил себя на ощущении, что все это я уже где-то видел. Многое казалось знакомым. И пейзажи и выражения лиц. Да, конечно же, это Армения! Некоторые ландшафты были удивительно схожи. Но и помимо природных сцен, что незримое, объединяющее Эфиопию и Армению витало в воздухе. Я начал приглядываться…. Так, алфавит тот же самый. А почему? Ведь эти страны разделяют тысячи километров исламского мира? В каждом монастыре я спрашивал местных священников, как это могло получиться. Увы, никто вразумительного ответа дать не смог. Только один священник объяснил мне что «гёэз» предшественник амхарского языка был первым языком человечества, и сыновья Ноя пытались распространить его в разных странах. Не везде это удалось, но, во всяком случае, в Армении, где после потопа причалил ковчег Ноя, этот алфавит прижился. Но на этом сходства не заканчиваются. Армения стала первой страной принявшей христианство, Эфиопия второй. Да и вообще, многие эфиопы ни будь они такими темными могли вполне сойти бы за армян.
Взгляните, например на это фото:
Вернувшись домой в Уганду, я попытался отыскать в литературе какие-либо связи между Арменией и Эфиопией. И нашел! Выяснилось, что смешение арменоидов и негроидов началось ещё в эпоху мезолита (10 тыс. до н.э.) и привело к образованию эфиопской переходной расы (Севак 1962, Olderogge 1974). Современные научные исследования генетиков также подтверждают генетическое родство армян и эфиопов. Около 55-60% населения Эфиопии «чёрные» арменоиды.
Кроме этого мне попался т интересный случай описанный А. Мелик-Симоняном в статье «Армянская колония Эфиопии». И хотя он не имеет прямого отношения к затронутой мной теме, я кратко перескажу его. Уж больно забавным он мне показался.
В начале 16го века при дворе эфиопского императора Лебны Денгаля появился человек по имени Матевос. Армянин как армянин, монах и торговец.
-Барев дзес! – сказал Матевос и предъявил бумаги, что он является представителем патриарха Александрийского. Так ли это было на самом деле или он где то раздобыл их доподлинно неизвестно, но Матевосу был оказан теплый прием при дворе эфиопского императора. Его полюбили, к его советам прислушивались, ему доверяли.
В те годы Португалия блистала в своем величии и великодушно помогала эфиопам сдерживать натиск мусульман. Для поддержания тесных связей с дружественной страной эфиопский император в 1509году решил послать в Португалию своего посла. Для этой миссии не нашли никого лучше Матевоса. Таким образом, первым эфиопским послом стал армянин.
-Барев дзес! – радостно сказал Матевос во дворце португальского короля Эммануила I, и протянул верительные грамоты посла, снова рассчитывая на горячий приём. Но на этот раз фортуна повернулась к нему своим задом. Эммануил засомневался, что армянин может представлять Эфиопию и приказал заточить его в крепость до выяснения.
«Эти армяшки все такие жулики», - возможно, подумал он.
Интернета тогда ещё не было, и выясняли аж целых 11лет. Все эти годы эфиопский посол Матевос томился в застенках. Наконец в 1520 году ему вернули ему грамоты и даже извинились. Однако оставаться послом в Португалии Матевосу почему-то не захотелось. И тогда португальцы устроили ему пышные проводы, достойные посла великой империи. Вместе с Матевосом отплыл в Эфиопию и португальский посол.
-Барев дзес! – сказал Матевос снова оказавшись во дворе эфиопского императора.
-Подготовьте мне к завтрашнему дню отчет о проделанной за 11лет работе, - вежливо попросил император. И Матевос загрустил….
Но вернемся к нашим баранам и переместимся в Уганду. Здесь до сих пор сохранились сказания о том, что 700 лет назад здесь правило могущественное светлокожее племя «бачвези». Представители этого племени обладали выдающимися способностями. Они летали через озера, знали событиях происходящих далеко. Откуда появились сбачвези на территории нынешней Уганды доподлинно неизвестно, но большинство исследователей сходятся на том что пришли они из Аксума. Напомню, что Аксум долгое время являлся центром эфиопской цивилизации и именно здесь появился язык «гёэз», буквы которого, как уже было сказано почти не отличаются от армянских. А в древности, возможно, этих отличий не было вообще. Сам же древний город Аксум сейчас является центром провинции Тигринья. Царя Тиграна это не напоминает?
Но самое интересное, что в армянском языке есть выражение «бач цези», которое можно перевести как «поцелуй вам» и использовалось в древности как приветствие. Вполне возможно, что придя в Уганду из Аксума, потомки древних армяноидов приветствовали местных жителей этим выражением, а племена банту не очень дружащие с буквой Ц окрестили пришедших «бачвези». Бачвези правили государством почти 100 лет, у них была сильная государственная структура, парламент. Археологи обнаружили странные предметы, которые по времени относились к эпохе существования Буньоро Китара, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготавливали племена, населяющие Уганду. Например, английский археолог Е. Уэйлэнд нашел фигурку, голова которой совершенно не соответствует образу африканца: выдающийся вперед подбородок, длинный нос, прическа, напоминающая судейский парик. Я подчеркиваю - у фигурки найденной археологами был длинный армянский нос!
А потом бачвези исчезли. Согласно некоторым легендам они переместились на другие планеты и миры. Этой темы я уже касался в рассказе «
Уганда – ворота на Луну». Так что возможно, что и первые космонавты тоже были армяне. Если, конечно, можно назвать космонавтами людей совершающих внетелесные путешествия.
Ps.. Прошу считать эту статью официальным обращением в Академию Наук Армении с просьбой выделить мне денежные средства (желательно крупные) для продолжения исследований.
Ваш Мзунгу
http://visituganda.narod.ru