Тема всемирного потопа интересовала меня еще с тех пор, когда я ходил писать на горшок. Но, вначале, мне хотелось бы коснуться причин, с точки зрения Библии, этого чудовищного природного катаклизма. Итак.
После того, как Адам и Ева покинули рай и начали жить половой жизнью, прошла масса времени. Рождались дети, которые, в свою очередь вступали в пору зрелости и половых сношений отнюдь не чурались. И снова рождались дети. В результате численность населения выросла очень резко —
החל האדם לרב על-פי האדמה буквально «стало много народа на земле». Видя это, Бог, с его строгими воззрениями на экологию, решил, что пора что-то делать. Вначале он резко, до ста двадцати лет, снизил среднюю продолжительность жизни. До этого люди жили значительно дольше. Адам, к примеру, прожил 930 лет. Его потомки, первые 5-6 поколений, жили примерно столько же. Ной, 7-ое поколение потомков Каина, умер, можно сказать, молодым. Безвременно ушел от нас в возрасте пятисот лет, оставив после себя безутешных Шема, Хама и Яфета.
Но резкое сокращение продолжительности жизни не помогло, и население Земли продолжало быстро расти. Видя такое дело, Бог резко ужесточил моральные требования (моральный кодекс) к будущим строителям коммунизма. Тут я просто не могу не процитировать первоисточник:
כל היוםרע רק לבו מחשבות יצר וכל בארץ האדם רעת רבה כי יהוה וירא Перевожу дословно эту полную холодного цинизма фразу: «И увидел Бог, что много плохого происходит от человека на Земле, и каждый из них (людей) в действительности (в сердцах) думает только о плохом на протяжении всего дня». А вот как этот мизантропский постулат звучит в каноническом русском переводе: «И увидел Бог, что велико развращение человека на Земле, и весь образ мыслей его зол во всякое время». В связи с этим желаю заявить следующее — если бы я считал, что Бог существует, я бы к нему относился плохо. Тем более что далее Бог сказал буквально следующее: ינחם יהוה כי עשה את אדם Канонический текст переводит это как «Раскаялся Бог, что создал человека». В действительности ינחם переводится не «раскаялся», а «утешился», но, в конкретном контексте…
Впрочем, что я всегда ценил в Боге, так это то, что он сразу от мыслей переходит к делу. Сказал: אמחה את האדם אשר בראתי מעל פני האדמה «сотру человека, которого же сам и создал, с лица земли». И, как сказал, так сделал. Только относительно Ноя слабинку дал.
Теперь, если уж речь зашла о Ное. В связи с особым вкладом этого человека в спасение всего живого на Земле, мне, в первую очередь, очень хотелось бы наградить его чем-нибудь за спасение утопающих при потопе. А, во-вторых, хотелось бы остановиться на нем поподробнее.
Причины особого отношения Бога к Ною непонятны, но факт остается фактом. Прежде всего, Бог посвятил Ноя в свои коварные планы. И сказал Бог Ною буквально следующее: לנח קץ כל בשר בה לפני «Я положу конец всему живому». Вот тебе и эколог, блин. «Но ты, Ноюшка, построй себе корабль…».
…Дальше начинается библейский курс кораблестроения. В Библии указано, что корабль нужно строить «из дерева гефер» (канонический перевод). Толкователи Библии настругали много стружки пытаясь вычислить, что это за древесина. Иногда речь шла о кипарисе, чаще о ливанском кедре. В действительности слово «гефер» גפר означает «пропитанный серой». То есть предложено было строить плавсредство из пропитанной серой древесины. Кроме того само судно, его корпус, должен быть покрыт смолой изнутри и снаружи. Размером этот авианосец для перевозки животных должен быть следующим: 300 локтей длина, 50 локтей ширина и 30 локтей высота. Локоть — это единица измерения длины, соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки (примерно 60 см). То есть судно по тем временам колоссальное. Далее Библия подробно описывает внутреннее убранство этого плавучего зоопарка, но я на этом заострять свое внимание не буду.
Далее Бог вновь сообщает Ною, что собирается устроить потоп, в волнах которого погибнет все живое. Позднее событие такого рода будут называть Холокостом, но в те далекие времена нравы были проще и так болезненно все не воспринималось. Короче, Бог предложил Ною взять в ковчег Ноеву жену и сыновей, так же с женами. А так же по паре всех живых существ. Общая атмосфера в тот момент была предгрозовая и к прениям не располагала, а потому Ной сделал точно так, как ему объяснили старшие товарищи.
После чего на Землю обрушился сильнейший ливень, который длился сорок дней. В результате уровень воды поднялся и стоящий на земле корабль Ноя оказался плывущим по волнам. А уровень воды все поднимался и поднимался, пока даже вершины самых высоких гор не скрылись под водой. В результате вся сухопутная живность… в это невозможно поверить… утонула и издохла. 150 дней уровень воды не снижался.
Далее произошли следующие природные метаморфозы. Во-первых, יזכר אלהים Бог вспомнил (!) о существовании Ноя и его плавучей фермы. В результате поднялся сильный ветер, но дождь прекратился. Потом уровень воды начал снижаться и снижаться… Пока Ноева каравелла не приземлилась на вершине горы Арарат. Ной начал выпускать птиц, которые прилетали обратно, потому что везде была вода, и им некуда было приземлиться. Но уровень воды продолжал снижаться, и вот однажды запущенный Ноем голубь принес в клюве лист оливкового дерева. А потом и вовсе не прилетел обратно. То есть нашел сухое место, где можно было приземлиться… Потом все окончательно подсохло и Бог вновь предложил всем присутствующим плодиться и размножаться…
…После чего у Ноя окончательно поехала крыша, и он произвел абсолютно языческий, по своей сути, обряд. Ной построил жертвенник и принялся приносить в жертву Богу животных (путем подвергания оных кулинарной обработке). Запах жареного мяса Богу чрезвычайно понравился, и он очень растрогался богоугодным поступком Ноя. В результате чего Бог пообещал впредь вести себя прилично, все живущее больше не уничтожать и глобальных природных катаклизмов не учинять. Тут и сказке о всемирном потопе конец, а кто слушал — тот молодец.