Данный рассказ является плодом фантазии автора, упомянутая компания скорее всего существует, но это не более чем совпадение.
- Алло, Дмитрий? – спросил приятный женский голос. На экране мобильного неизвестный номер.
- Да, я Вас слушаю.
- Дмитрий, это Наталия Пустовалова, директор по персоналу компании ИнвестСтрой. Мы рассмотрели Вашу кандидатуру и приняли положительное решение. Когда Вы сможете приступить к работе?
- Завтра! – Дима широко улыбнулся. «Ну наконец-то!», подумал он.
- Это очень хорошо. Завтра к девяти часам мы Вас ждем. Не забудьте взять полный пакет документов для оформления – паспорт, трудовую, военный билет, справку 2НДФЛ и две фотографии 3х4. До свидания.
- Да, все возьму, до свида… - он не успел договорить, на другом конце провода положили трубку.
Довольный, он подошел к зеркалу и подмигнул своему отражению. В последние дни он уже думал плюнуть на вакансию менеджера по продажам в этой компании, уж слишком скрупулезно они отбирали свои будущие кадры. Сначала он прошел несколько тестов и собеседование в кадровой компании, затем, через два дня, его пригласили на собеседование к директору по персоналу непосредственно работодателя. ЗАО «Холдинговая компания «ИнвестСтрой» - многопрофильная компания, обладающая своим производством, несколькими офисами продаж в Москве и Подмосковье, и многочисленными филиалами по Центральному региону России. Работать в такой компании Дима считал большой удачей.
Директору по персоналу он понравился сразу. Застенчивый, но в меру, обходительный, обаятельный молодой человек с хорошим резюме и рекомендациями. После первого собеседования последовало второе и третье, с директором по продажам и напоследок с директором по развитию. Желание работать в этой компании у Димы было сильнее даже голода. Уже две недели, как он сидел без работы, проходя эту вереницу собеседований. Денег оставалось впритык. По его расчетам только на проезд и на одноразовое питание в течение месяца. Ну а через месяц он должен был бы получить небольшой аванс, а там и до зарплаты недалеко. На первое время работодатель обещал дать небольшую клиентскую базу, для поддержки, так выразился директор по продажам.
Одним словом, этот звонок был для Димы самым приятным событием за весь уходящий год. Воодушевленный, он сразу начал готовиться к первому рабочему дню.
Первый неприятный сюрприз не заставил себя долго ждать. Клиентов, которых ему передали, с трудом можно было назвать клиентами. В редком случае кто-то из них мог помочь Диме большим, чем на пару пачек дешевых сигарет. Но геморроя от них прибавлялось много. Золотое правило: 20% клиентов дают 80% оборота, оставшиеся 80% клиентов обеспечивают 100% нервов. А наработать действительно хороших клиентов в этом бизнесе было очень непросто.
Вторым сюрпризом стало то, что не дали аванс. Дима пришел в эту фирму вместе с новым генеральным директором, который посчитал, что такая мелочь как аванс является лишним финансовым потоком. Аванс и вправду был ничтожным, третья часть от «белой» зарплаты. Реальная же зарплата выдавалась раз в месяц в конверте, и в ведомостях не отражалась. Через неделю после даты предполагаемого аванса Дима не выдержал и подошел с вопросом в отдел кадров. Там его сдержанно попросили больше не беспокоить их такими пустяковыми вопросами. «Ну ладно, посмотрим, что дальше будет», подумал тогда Дима и перезанял денег у друга.
Дима работал так, что уши потели от постоянного трения о телефонную трубку. Появились кое-какие успехи, первые сделки, на втором месяце работы он выполнил план по продажам. Но этого было недостаточно, план поставили небольшой, как новенькому, чтобы зарабатывать больше средней московской зарплаты надо было продавать в пять раз больше. Пока выполнение плана лишь положительно сказывалось в психологическом плане. Первую зарплату он разделил на две части, - первая часть ушла на скопившиеся долги, вторую часть отложил на проезд и еду. «Ничего, прорвемся!», говорил он себе, когда проходил мимо колбасы в магазине.
Коллектив Диме не нравился. Дима коллективу был безразличен. Первое время он еще задавал вопросы по работе, а потом перестал. В этой компании люди зарабатывали деньги, ничего личного. Менеджер менеджеру волк. Если какой-то товар оказывался в дефиците, за него шли локальные стычки. Атмосфера во всей компании была нервной в низах и пофигительно-расслабленной в верхах. Причем верхи и низы по количеству были приблизительно равны, на каждого рядового работника приходилось по нескольку начальников и, соответственно, по нескольку отчетов о проделанной работе в различных вариациях. Это было еще одним раздражителем.
После испытательного срока Диме сократили оклад. На четверть. Для Димы это было ощутимо по деньгам, тем более что получилось это как раз под новый год, что предвещало скудный праздничный стол и нищий период до марта, похмельный январь никогда не радовал продажами. Денег Диме хватало только на его прожиточный минимум и на алименты.
Но больше всего его раздражало другое. Проработав три месяца, он более-менее вник в структуру компании. Как оказалось, учредителями компании были люди по-своему хорошие и отзывчивые. Дел компании они не касались вообще. Но вся дирекция была из «своих». Генеральный директор старый друг, ранее управлявший одним из филиалов, зам гендира по общим вопросам был его сын, главбухом была его жена, в финансовом отделе работала подруга жены и т.п. Ни одного человека на «непростых» должностях со стороны. Одних заместителей гендира по разнообразным вопросам Дима насчитал пять ртов. И каждый такой рот имел по своему заместителю. Доходило даже до того, что на ресепшене было две секретарши, - одна работала, друга была любовницей одного зама. Или нескольких, не в этом суть. Постепенно Дима простился с мечтой о карьере в этой компании. Но надо было вылезти из личной финансовой ямы и только потом думать об увольнении.
Наконец начали прорисовываться радужные перспективы. В феврале получились сразу две хорошие сделки. Рентабельность получилась запредельная. Дима был счастлив. Он даже отбросил мысли об увольнении, по его подсчетам он должен был получить такую сумму, что смог бы купить себе неплохую подержанную иномарку. Казалось, вот она – точка отрыва, независимость от этой круговой поруки, нормальная жизнь! Но не тут-то было. Отчет по зарплате менеджеры делали сами, затем их проверяли по цепочке - старшие менеджеры – директор по продажам – бухгалтерия. Дима одним из первых в первых числах марта сдал свой отчет и с еще большим энтузиазмом принялся за работу.
Через несколько дней в свой кабинет его вызвал директор по продажам.
- Ты что за отчет мне прислал? – грубо спросил директор.
- Не понял… - замялся Дима.
- Чего ты не понял? Я спрашиваю про отчет по зарплате. Я не могу твой отчет передать в бухгалтерию для расчета, – директор откинулся на спинку дорогого кожаного кресла.
- Почему не можете? Есть ошибка?
- Да. Есть. Ты видел, какая сумма у тебя получилась?
Дима начал понимать, в чем дело. Пока просто не хотел этому верить.
- Это беспрецедентный случай, – директор говорил резко, без пауз. – Согласен, здесь есть и твоя заслуга, но мы не готовы платить такие зарплаты. Ты всего лишь менеджер, наемный работник, а не партнер фирмы. Вот, - он написал карандашом число, - это ты получишь. Отчет переделывать не надо. Свободен.
Дима посмотрел на цифры. Директор тупо разделил то, что Дима заработал, на десять.
- Вы понимаете, что Вы поступаете некрасиво? Система мотивации должна мотивировать, а не демотивировать. По Вашей логике мне проще продавать меньше, но с большей рентабельностью и меньшими трудозатратами для себя…
Директор скорчил гримасу.
- Дмитрий, учить меня не надо. Разговор окончен. Позови мне твоего старшего менеджера.
Из кабинета Дима вышел бледный. Он все еще отказывался принять все как есть. Рухнув в свое дешевое офисное кресло, он уставился в монитор. В то, что он перелопачивал уже почти полгода. Появилось острое желание уйти с работы и напиться. Но он понимал, что в этом случае он просто нарвался бы на штраф. С трудом досидев до шести вечера, он побрел к другу поделиться своим горем.
На следующий день он чуть не опоздал на работу. Было такое состояние, как будто вчера он зависал не в баре, а в космосе. Кружилась голова. Подойдя к двери, он не смог найти магнитный ключ. Нажал звонок.
- Я Вас слушаю, - отозвался в домофон охранник.
- Колян, это Дима, ключ проебал, открой…
- Ааа! – официальный тон у охранника сразу пропал. – Димастый! Ну заходи!
Два охранника, Колян и Толик, мужички за сорок, были единственными, с кем Диме было приятно общаться в курилке.
Дима пожал руку Коляну. Колян, по виду Димы, понял его состояние и промолчал, лишь по-доброму усмехнулся.
В этот день выдавали зарплату. Как и всегда, по столам прошелся шепот «зп дают!» и менеджеры гуськом пошли спускаться со второго этажа, где располагались отдел продаж, дирекция и юротдел, на первый, в бухгалтерию. Дима остался сидеть на месте. Ему вдруг стало интересно, а всех ли так обманывают с деньгами, как его, но очередной приступ головокружения засосал эту мысль куда-то вглубь сознания.
Он не любил получать зарплату вместе со всеми. На первом этаже, чуть правее и вглубь от ресепшена, находились два кабинета. Один просторный, там сидела вся бухгалтерия, второй небольшой, там и сидела кассирша, небольшого роста хрупкая девочка лет двадцати пяти. Дима не любил ее, за ее хамоватость. Через нее проходила вся наличность, суммы очень большие, возможно как раз это так отражалось на ее манерах. Да и не берут на такие должности людей «по объявлению», наверняка чья-нибудь ставленница. Дима предпочитал ходить к ней раз в месяц после обеденного перерыва, когда ей приятней было переваривать несвежий суп и овощной салат, чем хамить.
В этот день Дима решил прогуляться до кассирши как раз во время обеденного перерыва, он не хотел лишний раз в присутствии остальных менеджеров щеголять своей неуверенной походкой. «Если не застану, то один хрен вниз идти, в столовку», - подумал Дима и, одев куртку, пошел к лестнице.
Дверь у кассирши была приоткрыта. «Отлично!», обрадовался Дима и вошел в кабинет.
- Здравствуйте… - сказал он.
Он немного ошалел от увиденного. Глаза кассирши тоже округлились. На ее столе лежали четыре запечатанных пачки банкнот номиналом в пять тысяч, и одна пачка была вскрыта, также небольшой россыпью лежали банкноты меньшего достоинства. Деньги предназначались для зарплаты директорам.
Немая пауза длилась недолго. У Димы в мозгу что-то щелкнуло. Пружина разжалась. Он сильно ударил кассиршу в затылок.
- Колян, выпусти меня.
- Что, обедать?
- Ага. Могу себе позволить…
- Это точно! Давай, приятного! Самый последний ты сегодня.
- Ага. Спасибо. Будь здоров.