Данный опус попал ко мне совершенно случайно. Возвращаясь поздно вечером домой, я обнаружил в своем подъезде бессознательную девушку . Нет, граждане, не труп, а алкогольно-анабиозное тело девушки лет 20. Она спала. На ней был свитер, штанов и трусов не было вообще. Свитер был густо заблеван. Рядом валялось куча бычков, на стене надпись: 'Лена! Было клево! Мандарин'. А рядом лежали записи, представленные ниже.
Холодный пол перехода, серые стены, полумрак. Вдоль стены сидят несколько фигур, и пускают клубы сигаретного дыма. Пока глаза не привыкнут к темноте, трудно кого-либо различить. Кто-то играет на гитаре, кто-то бегает с кепкой и просит «помочь мелочью начинающим музыкантам». Так начинается обычный день тех, чьи лица так и останутся неузнанными в этом обществе. Тех, кто обречен на вечный поиск своего места и непонимание со стороны других людей.
Этих парней и девчонок можно назвать по-разному. Ведь среди них есть панки, готы, металлисты и многие другие. А одним словом их зовут – неформалы. Так что же заставляет молодое поколение из года в год приходить сюда и, как считают многие, просиживать лучшие годы своей жизни?
В нашем обществе есть люди-материалисты, а есть люди-мечтатели. Рано или поздно последних начинает тошнить от всей этой обывательской культуры, от попсы по радио, от бесконечных сериалов и реалити шоу. И вот тогда они спускаются в переход.
Как это однажды сделал Мандарин. Это обычный парень, которому двадцать лет. Днем он ходит на работу, а по вечерам уж как девять лет тусуется вместе с неформалами. Что его держит здесь до сих пор, он не знает, скорее всего, привычка. Он любезно согласился поговорить со мной об этой нелегкой неформальной жизни.
– Мандарин, а для чего вообще молодежь стала собираться в такие тусовки?
-Для того чтобы выразить, поддержать собственную индивидуальность и продвинуть свою культуру. А продвижение в свою очередь ведет к «опопсеванию».
- Парадокс получается?
- Да, но это борьба ради борьбы.
Конечно же все начинается с музыки. С рок-музыки. Пусть тяжелой и мрачной, но настоящей. Правдивой настолько, что мир в телевизоре и мир в окне твоего дома – это две разные цивилизации. Самое интересное, что все проходят через одних и тех же исполнителей. Например, творчество легендарного Виктора Цоя до сих пор продолжает будоражить чувства юных максималистов. Затем обязательно в твою жизнь придет Егор Летов с «Гражданской Обороной», а дальше «все идет и идет по плану». Чем дольше ты прибываешь в течении, тем более андеграундной и тяжелой для восприятия становится музыка. Неформальное движение идет вразрез с популярностью. Если лет пять назад всякий панк знал и уважал группу «Король и Шут», то сейчас они списаны в разряд попсы и музыки для малолеток. И на концерты ходят уже не ради них самих или их песен, а так… Встряхнуть стариной, лишний разок напиться и поколбаситься.
И вот ты появляешься в тусовке. Изначально неформалы собирались для того, чтобы просто пообщаться с себе подобными. Раньше это было ново, мало кто мог их понять. И это как раз сплачивало молодых бездельников. А потом, как сказал Мандарин: «Понимаешь, что только там ты можешь быть самим собой».
Теперь все иначе. Общими усилиями ярые индивидуалисты добились своего: каждый узнает тебя в лицо. Ирокезов боятся только бабушки, сережкой в ухе вообще никого не удивишь, даже если ты парень. Подростки, которые еще не определились с кем общаться по жизни, рвутся в ряды нефоров, наивно полагая, что там их кто-то ждет. Теперь это модно.
Как выглядят нынешние неформалы. Тут есть несколько вариантов.
Первый: приезжие в наш город или просто новички, а иначе «пионеры», носят футболки и балахоны с изображением какой-нибудь коммерческой рок-группы. А также торбу за спиной и кучу атрибутики ( напульсники, нашивки, цепочки, скрепочки, булавочки и др.). Обувь: кеды или тяжелые ботинки.
Второй: Местные «старички» выглядят намного скромнее. Со временем возраст и горький опыт заставляет отказаться от лишних вещей. Да и по одежде, говорящей о неприхотливости в быту ☺, можно еще как-то определить принадлежность к течению. Ну «старики», на то они и «старики» - их и так все свои знают.
Даже тот же Мандарин. Его все знают, про него целые легенды ходят. А посмотришь… Гопник гопником!
Есть еще и третий. Как не печально, но большинство «наших» вообще никак не выделяются. То бишь одеваются во все цивильненькое и чистенькое. Это во многом связано с давлением со стороны других субкультур, ну и общественного мнения в целом. И если раньше такой вызывающий вид был протестом против пресса, то теперь он становится клеймом, от которого все хотят избавиться.
В принципе внешний вид – это все мелочи, каждый одевается, так как хочет. И так как может. Ведь те же панки одеты в рванье не от хорошей жизни. Просто расстраивает тот факт, что никто не хочет отстаивать свою свободу выбора.
Сколько было случаев. Идет весь такой из себя нефор, разодетый, страшный, грязный. Подошли «плохие» парни, раздели, испинали. И завтра он уже обычный цивильный человек. И кассеты розданы друзьям, и летят в мусорное ведро любимые рваные джинсы, волосы подстрижены, сережки сняты. И кем ты был вчера уже не важно.
Как попасть в тусовку. Прийти сюда очень просто – ногами. Никаких посвящений нет. Особые законы тоже не действуют. Действуют как и везде простые общечеловеческие ценности: дружба, любовь, и т.п. Главное, чтобы человек был надежный и простой. Без комплексов, без заморочек.
Самое сложное – удержаться. Придя сюда, ты автоматически отрекаешься от прошлой жизни и приобретаешь себе врагов. Найдется немало людей, которые захотят тебе врезать за … За что? Неважно. Тут сам процесс приятен. Так что готовься приходить домой с синяками, а может и вовсе не приходить. Естественно получать придется не только от чужих, но и от своих. Ведь пока ты «пионер» и пробивать себе дорогу в люди придется физическими силами. «Старики» они такие, они и за пивом пошлют, и кулаки разомнут. Я же говорю: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. Девушкам получить поддержку намного легче, достаточно обратить на себя внимание какого-нибудь парня. Но не забывайте, неформалы народ беспечный и непостоянный. И может уже через четыре дня не будет ни поддержки, ни любви.
Так чем же занимаются нефоры в переходах? Одно из основных занятий - аск.
Аск – это и есть процесс, когда один играет на каком-нибудь инструменте (чаще конечно на гитаре), а другой бегает с кепочкой и собирает деньги. Здесь тоже есть свои тонкости. Аск будет только тогда хорошим, если будет осуществляться симбиоз профессионального музыканта и профессионального аскера (тот, который с кепочкой).
С музыкантом сразу понятно, чтобы исполнял громко, чисто, уверенно, а главное с душой… Песни лучше играть веселые и популярные, чтобы прохожие их узнавали. Репертуар у любителей-гитаристов небольшой, каждый играет изо дня в день то, что наиболее удачно получается. Ведь музыкальное образование есть далеко не у всех. А вот профессионалы могут даже иногда порадовать своим творчеством.
А еще мой незаменимый собеседник сказал, что надо обязательно знать хотя бы одну блатную песню. Потому что иногда подвыпившие дяденьки подходят и просят сыграть им, например, «Мурку» или «Владимирский централ», и не дай бог, ты не удовлетворишь их просьбу…
Но и аскером тоже надо уметь быть. Во-первых, надо знать к кому подходить. Во-вторых, надо быть наглым и настойчивым. В-третьих, надо громко и внятно говорить, чего ты хочешь от человека. В-четвертых, улыбаться ☺!
Конечно, хороший музыкант и один может хорошо заработать, но с аскером можно собрать довольно приличную сумму денег. А главное, все это мелочью!
Все остальные тусовщики во время аска просто сидят вдоль стен, создают, что у них называется, «фотообои» и общаются. Или просто слушают музыку, подпевают… Одним словом расслабляются.
Кстати, это большое заблуждение, что аскать лучше в переходе. Это можно и нужно делать в тех местах, где большой поток людей. И не просто людей, а таких, которые гуляют. Ведь кто не поскупится на мелочь? Тот, кто опаздывает на работу или тот, кто прогуливается, потягивая из баночки пиво?
Еще можно попробовать в общественном транспорте, но там тоже не особо хорошо. Тесно, неудобно и люди все злые и уставшие.
В переходах зато менты не видят, да и веселее там. Всех ведь в трамвай не поведешь. Хотя скажу, что очень большая толпа людей мешает выступать, даже сам себя порой не слышишь, а тут еще петь.
А что творится потом… Если бы люди знали, во что превращаются их деньги. Правильнее будет сказать, во что они выливаются. Ну а как без этого? Так уж повелось, что все пьют. Но ведь тоже не от хорошей жизни.
Я однажды спросила Мандарина: «И что весь смысл заключается в том, чтобы зарабатывать деньги и потом на них пить?». Он ответил, что «не пить, а отдыхать». Вскоре я сама убедилась, что здесь есть от чего отдохнуть.
Тусовка – это свой маленький мир такой же жестокий и несправедливый, местами прекрасный. Разница лишь в том, что здесь человеческие и моральные качества ценятся куда больше, чем в остальном обществе. Ведь здесь ты можешь быть самим собой, выглядеть и вести себя как хочешь. Всем просто плевать, какая у тебя семья, сколько денег; никто не думает о карьере и не использует людей. Здесь просто живут и веселятся. Но и не только. В переходах ломались судьбы и создавались новые. В переходах умирали и рождались заново. Менялись личности. Кто-то находил что-то для себя и уходил навсегда, а кто-то до сих пор ищет. То, что творится здесь – это не напился пива и подрался, это опыт, ЖИЗНЬ. Здесь действительно жили, учились, познавали, любили и теряли. То, что обычный человек переживает за всю жизнь, здесь переживают за неделю. За одну лишь неделю можно успеть влюбиться и расстаться, причем так, что ты уже в свои 15-20 лет понимаешь, что любви нет. За неделю можно найти друга и нажить врага. За семь дней можно переломать себе все кости. В течение семи дней тебя будут унижать, и пытаться убить. И ровно столько же ты будешь постоянно находиться в напряге. Всего неделя на то, чтобы поссорится с мамой, кого-нибудь забить до смерти, сделать ребенка, напиться в хлам, перерезать вены и умереть молодым. Так что алкогольная зависимость тут не при чем.
На данное время неформальное движение переживает кризис.
Для начала, чтобы в этом убедиться, посмотрите по сторонам. Рок-музыка, рок-культура стала очень популярной. Умные жирные дядьки поняли нынешние тенденции и решили на этом заработать. .
Больно смотреть на то, как часть жизни, кричащую: «Sex, drugs and rock`n`roll», превращают в «самую модную тенденцию грядущего сезона».
Если перейти от общего к частному, то современные неформалы тоже стали абсолютно другими.
- Мандарин, бытует мнение, что неформалы очень агрессивные и жестокие люди. Это так?
-Да.
-Как ты думаешь, с чем это связано?
- Дело в том, что когда «неформальщина» перестала быть бравым движением, появились совершенно новые люди, шестьдесят процентов, из которых с комплексом «обиженки». Они, как звери. Их «опускали» в своих дворах, и вот они приходят, чтобы «подняться». Ну и, естественно, выместить всю злобу на других людей.
- Что тебе не нравится в сегодняшней тусовке, по сравнению с прошлым?
- То, что люди друг за друга «не встают»
-А раньше значит, все друг за друга заступались?
-О, раньше дрались, будь здоров. А сейчас все разбегаются, да и я сам лично здесь ни за кого бы не встал. Потому что они сами бездумные. По своей же глупости попадают, чтоб я еще и из-за них получил?
Между прочим, я сама лично столкнулась с обратной, еще более печальной проблемой.
Был один случай. Одна знакомая девушка поспорила на счет музыкальных вкусов с рэппером (а рэп-культура и рок-культура враждуют между собой). Затем она спровоцировала его на драку. Соответственно получила пару ударов по голове, хотя скажу честно, сама в долгу не осталась. Мы этот конфликт уладили и пошли по своим делам. Но через некоторое время возвращается наш рэппер, но не один, и хочет продолжить дискуссию. Наша агрессивная подруга снова решила помериться силой с настоящим мужчиной. Меня такое джентльменское отношение к даме возмутило. Я отвесила ему пару пинков и еще не успела сказать, что девушек бить нельзя, как сама заработала несколько небольших синяков. Пока мы были заняты, Мандарин дипломатично «разруливал ситуацию» с более серьезным товарищем. И именно благодаря нему нас всех разняли и разогнали в разные стороны. Но самое-то возмутительное, что виновница происшествия стала публично стонать, что ее такую слабую и беззащитную ударили по голове. И АБСОЛЮТНО НИКТО за нее не встал. И весь удар она взяла на себя!
Вот и помогай после этого людям. Мандарин никому даже объяснять ничего не стал. Всего-навсего еще один человек уже никогда не вернет его уважение к себе.
А я поняла, что если не хочешь страдать от неблагодарности, то лучше ее вовсе не ждать. Особенно от тех шестидесяти процентов.
Сейчас-то конечно лучше прикинуться, что ты не с нами, чем рисковать своим здоровьем ради другого человека. Дружбы в тусовке скоро не станет. Вот переведутся «старики» на земле, и никто не узнает, что значит дружба; и любовь, кстати тоже.
Да и разговоры пошли не те. С каждым разом все труднее определить, то ли перед тобой неформал-романтик, то ли гопник с бычьим умом. Все вдруг стали жить по понятиям, воровать, пускать сплетни. И кстати роль музыки, с которой, заметим, все началось, утратилась. А ведь именно она подпитывала неокрепшие умы молодежи великими идеями и надеждам на будущее. Ничего сейчас не осталось. Кончились веселые люди.
Мне в последнее время кажется, что и само движение скоро погибнет.
Но Мандарин так не считает:
-Нет. Оно переживет кризис и возродится. Только изменится. Станет или более похабным или более цивильным.
Действительно, пока будут рождаться люди-романтики, ничего не потеряно до конца. Остается надеяться, что наша молодежь так же перестанет деградировать и процент униженных ребят сократится до нуля.
Корж Маша.
ТРЖ, 3 курс.