Так получилось, что жизнь моей семьи тесно связана с авиацией. Дело даже не во мне. Оба моих деда: по отцовской и по материнской линиях, служили в авиации. Мой отец – авиационный инженер. И даже я закончил факультет авиационных и космических систем при киевском политехническом институте. Что, однако, не прибавило мне знаний в авиатехнике. Сам факультет на самом деле был далек от космоса и авиации, но ближе к электронике и метрологии. В институте мы шутливо называли себя: «космонавты-метрологи». Именно поэтому в некоторых местах моего рассказа возможны неточности. Я лишь пересказываю то, что слышал и как это запомнил. Так что если что – звыняйте.
Как известно, в нашей стране пили. Пили все. И летчики тут не исключение. В годы службы моего деда в моде был ликер «шасси». «Почему «шасси»? Какие еще на хуй шасси?» - спросите вы. Да, да, это те саамы е шасси – колесики такие у самолетов. А там, как известно, дохуя тормозной жидкости. В то время жидкость эта состояла на девяносто процентов из спирта и на десять из глицерина. Эту жидкость сливали и очищали от глицерина. Получался спирт, но со сладковатым привкусом того самого глицерина. Это пойло и называлось «ликер шасси».
Через какое то время высокое руководство решило бороться с пьянством. Смесь спирта с глицерином заменили на денатурат, кажется. Но это не помогло. Весь персонал знал, что там денатурат и пить его нельзя. Но пили вопреки всему. Травились, но пили. Пили и травились. Так, что пришлось снова вернуть старую смесь. Которую, правда, в итоге заменили на что-то на основе керосина, а потом и на некую НГЖ (несгораемую гидравлическую жидкость). А это уже чистая химия. Причем очень ядовитая – ее не попьешь.
Был еще трагический случай из разряда идиотизма и разгильдяйства. Один из членов экипажа бомбардировщика, скажем, радист-пулеметчик, залез в свою кабину, пока самолет только готовился к взлету. Стояло жаркое лето. Ветра нет. В кабине было адски душно. Он не нашел ничего лучшего, как включить подачу кислорода дабы охладиться и подышать свежим воздухом. Маску, через которую подается кислород, надевать не стал. Просто положил рядом с собой. Прошло какое-то время и мужик забыл, о подаче кислорода. Расслабился, закурил. Разнесло кабину и пол самолета. Сам он погиб, естественно.
Были и не совсем веселые приколы с какой-то там графой. Ну, той, что про национальность. Например, в ХАИ (харьковский авиационный институт), где учился мой отец, евреев не брали. Причем не брали, как и откровенных евреев, то есть тех, кто этого не скрывал. Но и так называемых скрытых. Родословная проверялась, а вы как думали? К слову говоря, одного парня отчислили с третьего курса и даже не потому, что еврей, а выяснилось, что его отец еще при Сталине был репрессирован. Казалось бы – причем тут это? Это ж когда было, да и реабилитировали всех. Но нет. Опять же все мы наслышаны о том, как НКВД-исты приходили ночью и кого-то забирали. Это настолько затерто теперь, что кажется частью фильмов о том времени, не имеющей отношения к реальности. А между тем, так оно и было. Когда мой дед учился в летном училище, один курсант скрыл свое жидовское происхождение. Однажды ночью к нему пришли. Больше его никто не видел.
Но это все так, а вот были и геройские случаи. Сослуживец моего деда получил орден красного знамени (кажется) и вот за что. Его как командира Ту-16 направили полетать (вместе с самолетом конечно) а заодно, не навязчиво так сфоткать американские авианосцы. Тот естественно полетел.
Камера в самолете была расположена снизу. Т.е. что бы сфотографировать объект, надо находиться прямо над ним. И вот пролетая над авианосцами храбрый советский летчик готовится их запечатлеть. Но тут засада – америкосы просекли эту тему. Фоткаться им че-то не улыбалось, и они послали свои зловредные Фантомы (F-4) дабы помешать нашим героям.
Нет, сбивать их никто не собирался. А то ж война и все такое. Фантомы просто подлетели снизу и начали загораживать обзор. Но командир не растерялся. Штурвал от себя и самолет камнем падает вниз. Американцы такого не ожидали. Струхнули маленько и их фантомы кинулись врассыпную, что бы избежать столкновения. Наши спокойно выровнялись и сфотографировали все, что им было нужно.