В связи с вдруг возникшей оружейной темой хочется рассказать одну завораживающую, почти детективную историю из западносибирской археологии.
А.В. Арциховскому приписывают такую фразу, что археология – это 10% удачи и 90% терпения и труда… или наоборот. Да, есть плоды долгих исканий, есть годы напряженного труда и, как следствие, заслуженное вознаграждение – находки-сенсации. Можно вспомнить Льюиса Лики и открытие Homo habilis или Картера и находку Тутанхамона. И, тем не менее, я уверен, что есть просто фартовые, везучие археологи, описываемый же случай вообще не лезет ни в какие ворота.
В 1975 г. в Чановском районе Новосибирской области у с. Преображенка вел раскопки один молодой археолог, ныне уже академик. Копали они поселение кротовской культуры бронзового века. По ходу наткнулись на могильник другой - андроновской культуры еще более развитой бронзы. Как вы понимаете принцип стратификации один из важнейших в археологии, иными словами появились данные по относительной хронологии культур бронзового века. Это уже само по себе большая удача. Но главное было впереди…
Прямо в дерне - 3-5 см от поверхности они натыкаются на железную полосу. Ничего удивительного, мало ли сколько колхозного барахла торчит по полям. Но вот они расчищают ее и передними железный меч! Настоящий, прекрасной сохранности меч со следами серебряной инкрустации на рукояти!
«Меч имеет прямой двулезвийный клинок с остроугольным острием и широкими долами, прямую рукоять, перекрестье, трехчастное навершие, которые орнаментированы и украшены серебром. На долах клинка чеканены серебром надписи, состоящие из аббревиатур из латинских букв».
Вряд ли тогда в поле кто-нибудь понял до конца что это и откуда конкретно, но, очевидно, было ясно, что находка эта из ряда вон. Она и теперь кажется невероятной. В общем, в итоге, благодаря работе самых авторитетных специалистов в этом вопросе, в том числе и сотрудников Эрмитажа, выяснилось следующее.
Подобные клинки изготавливались в Рейнской области Германии в конце I - начале II тыс. н. э. Они в большом количестве экспортировались в страны Северной и Восточной Европы. Судя по тому, что преображенский меч имеет характерную скандинавскую орнаментацию и аббревиатуру религиозных надписей XII - XIII вв, он был украшен уже в Швеции на острове Готланд. На одной стороне клинка написано: “Во имя нашего спасителя вечного, господа спасителя вечного. Христос Иисус Христос”. На другой стороне написано: “Во имя всемогущего. Богоматерь. Во имя вечного”.
Но самый интересный вопрос остается открытым. Как европейский средневековый меч оказался в Сибири? Версий, как вы понимаете, много.
Главная связывает эту находку с хорошо документированным как письменными, так и археологическими источниками торговым путем через северный Урал в Нижнее Приобье. Однако Бараба значительно южнее этих находок.
Можно предположить, что меч попал из южных степей, через кочевников, в то время легко добиравшихся до Восточной Европы. Вообще в памятниках степных районов Западной Сибири начиная в эпохи раннего железа часто можно встретить находки из различных уголков Евразии, в том числе из Египта, Ирана, Китая и Индии.
Некоторые даже полагали, что меч по северному морскому пути через Обскую губу завезли вездесущие викинги, но других материалов, которые хоть как-то подтверждали эту фантастическую версию, не существует
Сам автор находки предлагает другую не менее экстравагантную версию. Известно, что казаки Ермака ездили к Ивану Грозному с ясаком за помилованием и тот, уже «на санях сидючи», благословил их и одарил. Предполагается, что среди подарков был и этот меч. И уже здесь в Сибири в Тарском улусе в сражении Иван Кольцо, отмахиваясь этим устаревшим оружием от сабель воинов мурзы Карачи, был убит. Вероятно перед смертью он вспомнил Ивана Грозного дурными словами и вообще с опозданием осознал вред самодержавия.
Как бы то ни было это единственная находка европейского средневекового меча в Азии. Он хранится в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске. И теперь странно думать о том, что если бы случайно, даже по ошибке (как пишет в своей изданной в 2006 г. в Новосибирске книге «Меч Каролингов» автор раскопок), лаборант не расширил раскоп, то этот загадочный артефакт, скорее всего, навсегда остался бы в земле.