Глава 1. Ботинок
Петя не помнил, как он оказался в обувном супермаркете. Его это особо и не интересовало. Кажется, они шли куда-то с женой, кажется, была суббота, и шли они, кажется, за покупками. Петя не помнил. Он «включился», когда оказался в обувном супермаркете.
Надо сказать, что и определение тому месту, где оказался Петя, он дал не сразу. Помещение, которое он окинул взглядом с порога, несмотря на какую-то повседневность происходящего, источало волны легкой эйфории, которые проникали внутрь, вызывая волнение за исход происходящих в помещении событий. Петя ощущал, как будто он попал в муравейник и сделался муравьем, испытывая с вершины человеческого разума трепет и озабоченность за судьбу всех муравьев зная, что какой-нибудь хулиган запросто может разрушить муравейник палкой ради собственной забавы. Но чувства все эти были у Пети неявными. Более того, когда он оказался на пороге обувного супермаркета, по его собственным ощущениям у него их и не было вовсе.
Помещение обувного супермаркета было замкнутым, без окон. Единственным выходом из обувного супермаркета была дверь, расположенная за Петиной спиной. Но Петя не помнил, как она выглядела. Она его просто не интересовала. Зал был освещен слабо, а выкрашенные в бледно зеленый цвет стены придавали помещению супермаркета какой-то мрачноватый и глухой антураж. Небольшая горстка людей копошилась над расставленными прямо на полу на небольших ковриках образцами обуви. Петя отметил про себя, что подобная расстановка обуви весьма удобна. Можно было не звать консультанта, а прямо с пола взять понравившуюся пару нужно размера и на месте примерить. Петя ощутил непреодолимое желание как раз что-нибудь померить. У него уже были новые черные демисезонные ботинки, купленные не так давно в одном магазине, однако желание что-нибудь примерить было столь сильным, что, не долго думая, Петя снял левый ботинок и, взяв в руки первую попавшуюся на глаза пару, стал нацеплять на свою ногу лакированную туфлю.
Туфля не подошла. Снимая ее, Петя обратил внимание, что на его левой ноге был белый носок. Петю это немного удивило. Ношение белых носков он считал признаком отсутствия вкуса и моветоном, хотя слово «моветон» и не совсем точно отражало то, что думал Петя о ношении белых носков. Более того, белых носков в Петином гардеробе не было вообще! Но, рассматривая свою левую ступню в белом носке, Петя понял, что спорить с объективной реальностью бессмысленно, и если на его левую ногу надет белый носок, значит так и должно быть. Значит, где-то в его гардеробе была пара белых носков.
Петя пошарил рукой под скамеечкой, затем встал и огляделся вокруг. Среди большого количества обуви, разбросанной неряшливыми посетителями магазина по залу, Петя не видел своего ботинка. Пробил легкий пот. Нагнувшись, он заглянул под скамеечку – там было пусто. Петя вновь окинул взглядом небольшое помещение обувного супермаркета и, увидев стоящего в нескольких шагах консультанта, подошел к нему в своем белом носке.
- Извините, вы не видели мой ботинок, в котором я пришел? – спросил Петя, подсознательно понимая идиотизм своего вопроса.
- Нет, не видела, - ответила женщина консультант и отошла от Пети помогать примерять обувь какой-то женщине.
- Хм, - Петя смутился и в третий раз окинул взглядом небольшое помещение – безрезультатно.
Дважды внимательно просмотрев всю обувь, расположенную рядами на полу и не обнаружив своего левого ботинка, Петя решил подняться на второй этаж обувного супермаркета. Удивительно, как Петя не заметил с первого раза, но в правой стене помещения (если стоять спиной к входной двери супермаркета) были двери, скрывающие за собой лестницу на второй этаж. Правда двери в правой стене были деревянными, и лестница за ними была не видна. Кроме того, в эти двери, во время Петиного присутствия в магазине, никто не входил и не выходил. Однако Петя знал, что именно за этими деревянными дверями есть лестница, ведущая на второй этаж обувного супермаркета. А поскольку положение Пети было отчаянным, недолго думая он подошел к деревянным дверям и, открыв их, увидел ту самую лестницу, о наличии которой догадывался. Быстро поднявшись по тускло освещенному лестничному пролету на второй этаж и, выйдя из других деревянных дверей уж второго этажа, Петя оказался во втором торговом зале.
Второй торговый зал был много более освещенный, чем первый. И именно дневным светом. В одной из стен (если стоять к деревянным дверям, через которые Петя очутился в этом зале, спиной, то в правой) было два больших окна, выходящих на улицу. Петю это порадовало. Все-таки, дневной свет, хоть и пасмурный, лучше, чем тусклый свет электрических лампочек и зеленые стены.
Петя осмотрел помещение. Людей в нем было гораздо меньше, чем в первом торговом зале. Если же говорить конкретно, то людей было трое, не считая Пети. Одна посетительница в углу выбирала себе сапожки, а двое других – консультанты, наблюдали за порядком в зале. Конечно, было странно рассчитывать на то, что потерявшийся Петин ботинок окажется наверху. Но Петин вид, отсвечивающий белым носком на левой ноге, был еще более странным. Поэтому, Петя решил не терять времени даром и быстро осмотреть всю обувь второго торгового зала. Пете казалось, что очень велика вероятность того, что его левый ботинок окажется именно здесь.
Расположение обуви во втором торговом зале немного отличалось от первого. Здесь обувь большею частью находилась на специальных стеллажах и лишь немногая ее часть располагалась на полу на ковриках. С этой то обуви Петя и начал поиск своего ботинка. Рассматривая каждую пару, Петя не сразу дал себе отчет об увиденном. Остановившись, и медленно подняв глаза, Петя попытался проверить то, что он уже видел, но во что его мозг отчаянно не хотел верить. Между большими окнами в стене была входная дверь, прямо выходящая.. на улицу.
Сказать, что эта дверь, выходящая на улицу, была более странной, чем все произошедшее с Петей в обувном супермаркете – это не сказать ничего. Это было очень странно. Если эта дверь выходила на улицу, то куда же выходила дверь, через которую Петя оказался в первом торговом зале? До настоящего момента Петя был уверен, что она тоже выходила на улицу. Однако обнаружившаяся конструкционная особенность второго торгового зала ставила под сомнение этот факт. Сейчас фактом являлось то, что во втором торговом зале есть дверь, которая выходит на улицу. И каких-либо аргументов, чтобы опровергнуть этот факт, Петя не находил. Если конечно предполагать, что он полностью доверяет своим собственным глазам.
Немного постояв в странной задумчивости, Петя решил выйти через эту дверь на улицу и снаружи посмотреть, сколько дверей имеет обувной супермаркет. Он прошел мимо стоящей у входа работницы магазина, открыл дверь и, не выходя босой ногой в белом носке на мокрый асфальт, оглядел по сторонам стены магазина с улицы. Дверей в обувной супермаркет больше не было. Все это было очень странным. Однако, насколько это было странным, настолько же все происходящее было реальным. А спорить с объективной реальностью Петя не привык. Раз дверей больше не было, значит, больше их и нет. Петя закрыл входную дверь и повернулся лицом внутрь магазина. Стоящая рядом со входом сотрудница магазина широко улыбнулась Пете, как будто он был вновь пришедшим посетителем и вместо ожидаемого «Здравствуйте», сказала:
- Ну как там Матвиенко?
Петя озадачился. Но то, что сказала сотрудница дальше, озадачило его еще больше:
- А-а, так вы ж Данилу нашего не знаете…, - и махнула рукой.
Глава 2. Семинар
Надо ли говорить, что Петя ничего не ответил сотруднице второго торгового зала, стоявшей у входа, на ее слова. Зато Петин разум, чтобы окончательно не раствориться в помещениях обувного супермаркета, дал Пете четкое указание проверить, куда выходит дверь первого торгового зала.
Петя целеустремленно пересек помещение второго торгового зала по диагонали, уже не сильно заботясь о том, как он выглядит со стороны в одном ботинке на правой ноге и белом носке на левой. Открыв деревянные двери и спустившись по лестнице вниз, Петя наткнулся на еще один сюрприз, полностью деструктирующий все его жалкие попытки объяснить происходящее. Вместо первого торгового зала он очутился в помещении, смутно напоминающем.. лекционную аудиторию. Помещение было правильной прямоугольной формы, вдоль стен в два ряда стояли парты, за которыми стояли по два стула, а на одной из коротких стен прямоугольника висела черная доска, предназначенная для писания на ней мелом. Другая короткая стена имела окно, которое вновь выходило на улицу.
В помещении вместе с Петей было три человека. На задней парте сидел молодой человек, лет 25-27 с черными волосами и смотрел на доску. Петя сел перед ним, на предпоследнюю парту и также посмотрел на доску. На передней парте сидела какая-то женщина. Она была одета в серый вязаный свитер и, как понял Петя, была не совсем трезва. Ее тучная фигура немного покачивалась из стороны в сторону, и, кроме того, она что-то невнятно говорила, или, быть может, бредила. Во всяком случае, от нее доносились какие-то обрывки фраз, которые с предпоследней парты совершенно нельзя было разобрать.
Петя сидел и ждал. Ему казалось, что вот-вот должно что-то начаться. Наверное, должен был появиться лектор и начать что-то рассказывать. Однако, по прошествии времени, которому, тем не менее, нельзя было дать какой-то ограниченный временной эквивалент, в аудитории ничего не произошло. Наконец, Петя услышал голос сидящего сзади молодого человека:
- Да ладно вы, не волнуйтесь. Найдите тележку и все.
Петя обернулся и посмотрел на молодого человека. Тот сидел и смотрел на Петю, в общем-то, безучастно. Его слава были, скорее всего, вызваны формальной вежливостью, дабы успокоить человека, оказавшегося в подобной ситуации. Однако по содержанию они никак не относились к ситуации, в которой оказался Петя. Если забыть про двери и этажи, Петя в первую очередь искал свой левый ботинок. Тележка не имела к нему никакого отношения, но безучастный взгляд молодого человека, в котором Петя почему-то смутно угадывал директора продуктового супермаркета, заставлял поверить в то, что говорит он абсолютно серьезно и без задних мыслей – просто, из-за формальной вежливости. Петя встал и направился к дверям, через которые попал в аудиторию. Семинар кончился не начавшись.
Глава 3. Продуктовый супермаркет
Пройдя сквозь деревянные двери, Петя, наконец, попал в первый торговый зал. На первый взгляд, за время Петиного отсутствия в нем ничего не изменилось. Разве что, чуть-чуть стало больше людей, да и количество разбросанной обуви увеличилось. Петя прошел через зал и сел на ту скамеечку, на которой примерял обувь. К нему сразу же подошел какой-то человек и стал что-то спрашивать. Пете пришлось встать, поскольку человек спрашивал его не наклоняясь, а Петя сидел.
- Что? – переспросил Петя.
Лысый человек в очках и коричневом плаще повторил:
- Я говорю, вы как считаете, мне подойдет эта пара?
Петя увидел в руках человека пару ботинок, точь-в-точь таких же, в которых Петя пришел в магазин. Они были абсолютно новыми и характерно пахли кожей. Петя моментально решил приобрести их, но сразу догадался, что эта пара была последней.
- Нет, вам, скорее всего, не подойдет, - сказал он незнакомцу.
Человек в плаще немного задумался, после чего, не выпуская пару из рук, сказал:
- Пожалуй, я все-таки их возьму.
«Провал», - подумал Петя, и грустно опустил глаза на свои ступни и.. к своему изумлению, обнаружил, что его левый ботинок на месте! Правда, на сей раз, проблема была с правым – вместо правого ботинка на нем был другой ботинок, не от его пары. Этот другой ботинок был несколько больше Петиной ступни и вообще, при первом взгляде на него Пете не очень понравился. Однако, было похоже на то, что выбора у Пети не оставалось. Последнюю пару Петиных ботинок купил мужчина в плаще, а его левый ботинок так и не нашелся. Впрочем, левый ботинок был ему уже не нужен, а искать правый у него уже не было времени. Петя ощутил, что ему срочно нужно было идти в продуктовый супермаркет, к жене. Но перед тем, как он решил туда отправиться, двери, ведущие в аудиторию, распахнулись, и из них двое сотрудников магазина выволокли за руки головой вперед совершенно пьяную тучную женщину в сером вязаном свитере. На ее лице были очки с толстыми круглыми линзами, за которыми было совершенно не видно глаз, а губы что-то по-прежнему бессвязно бормотали. Тащили ее сотрудники обувного супермаркета с большим трудом, то и дело, опуская ее спиной на пол, чтобы отдохнуть. Тем не менее, из первого торгового зала вынесли ее достаточно быстро. Петя, правда, не успел заметить куда. Вероятно, в ту дверь, через которую Петя появился в этом обувном супермаркете.
Пете врезалось в память лицо этой женщины – совершенно безумное и невменяемое.
Закончив наблюдать происходящее с пьяной женщиной и ее исход из обувного супермаркета, Петя вздрогнул. Спиной он почувствовал, что очень близко к нему кто-то стоит. Петю моментально охватила паника от той мысли, что кто-то, без его ведома, позволил себе вторгнуться в его личное пространство. Он повернул голову и увидел, что прямо за его спиной, прямо вплотную к нему стоит человек, и неслышно похихикивая, смотрит точно ему в затылок. Свои передние зубы, как у зайца, человек время от времени прикрывал рукой, когда начинал улыбаться особенно сильно. Петя хотел было сдвинуться с места, развернуться, но не смог. По его спине пробежал холодок.
Как Петя очутился в продуктовом супермаркете, он также не помнил. Наверное, это было и не важно. Особенно если учесть то, что с его женой, пока Петя был в обувном супермаркете, приключилась история. Пока Петина супруга оплачивала на кассе покупки, аккуратно сложенные в тележку и считанные кассиршей по штрих-коду, кто-то умудрился увести тележку вместе с покупками. Чек был выбит, деньги заплачены, а тележки с покупками не было. Петя стоял у кассы рядом с женой с длинными волосами и беспокойно смотрел по сторонам. Сумма покупок была небольшая, и Петя мог позволить себе расстаться с этой суммой, подарив ее какому-то прохиндею, однако мелочь была, как говорится, неприятной.
Дальнейшее еще более огорчило Петю. К нему подошел охранник и заявил, что Петя несет ответственность за тележку до тех пор, пока в ней находятся его покупки. А поскольку тележка исчезла вместе с Петиными покупками, то Петя обязан либо найти тележку, либо возместить ее стоимость – пять тысяч рублей.
Такая несоразмерная предполагаемой себестоимости тележки сумма удивила Петю, но спорить он не стал, очень уж у охранника было серьезное лицо. Да и вообще, Пете в любом случае надо было найти тележку, чтобы, как минимум, не чувствовать себя обманутым.
Глава 4. Неожиданная развязка.
Петя зашел в лифт вместе с женой. В его руках были пластиковые пакеты с покупками. Вероятно, тележку все-таки удалось найти и вероятно вместе с покупками. Но Петя не мог поручиться наверняка. Может быть, случилось и так, что, заплатив штраф пять тысяч рублей за утерю тележки, Пете пришлось совершить все покупки заново. Петю опять это не сильно интересовало. Он хотел быстрее оказаться дома. Ему казалось, что дома он будет под защитой и ужасный день, наконец, закончится.
Течение Петиных мыслей прервал человек, который схватил закрывающуюся дверцу лифта рукой и, ловко заскочив в кабину, нажал шестой этаж. Петя ехал на семнадцатый. Двери лифта закрылись, и кабина плавно пошла вверх.
Это было последнее изумление Пети на сегодня после всех пережитых приключений. Но самое сильное и отчаянное. С ужасом, сравнимым только со стоящим за его спиной зубастым улыбающимся незнакомцем, Петя обнаружил, что вбежавший в лифт человек, это он сам! Да-да, это был он сам! Петя с нарастающим чувством страха и отчаянием разглядывал со спины себя самого, стоящего перед собой лицом к дверям лифта. Даже пережив все то, что произошло с Петей сегодня и смирившись со всем этим, было трудно поверить в происходящее. Наконец, лифт остановился на шестом этаже и Петин двойник вышел. Находясь в оцепенении, Петя лишь отрешенно наблюдал, как за дверями лифта исчезает его фигура.
Двери сомкнулись. День закончился.
На следующий день Петя проснулся рано. Совершив утренний моцион и пораскинув мозгами, он решил спуститься на шестой этаж и проверить, причудилось ли ему вчера в лифте, что он ехал с самим собой, или на шестом этаже действительно живет его двойник, которого, правда, за все двадцать пять лет жизни в этом доме, он ни разу не встречал.
В первых двух квартирах никто не открыл. Из третьей вышла женщина и, удивившись расспросам Пети, быстро ретировалась. А из четвертой квартиры вышла пожилая тучная женщина в сером вязаном свитере и в очках с большими толстыми линзами. Петя даже не смог выдавить из себя ни слова. Женщина оказалась разговорчивой. Сказала, что вчера в одиннадцать часов вечера, когда выходила к мусоропроводу выбрасывать мусор, увидела лежащего на площадке мужика, без одного ботинка. Говорит, пьяный вроде был, - «На тебя похож внешне». Вызвала милицию и скорую, а когда те приехали, мужик окочурился.
В Петиных ушах потом долго стояли ее слова. А в понедельник, когда слух о смерти мужчины расплылся по всему подъезду, его соседка по лестничной клетке заметила: «Мужик то интеллигентный был, в белых носках! И как его угораздило. В них, как в белых тапках, прямая дорога на небеса». Петя мысленно порадовался, что сегодня он в черных. «Петром Петровичем звали», - заключила соседка рассказ.
Прожил Петя еще долго. Он так считал.