В воскресенье пошёл снег… Дождались!
Решение созрело быстро: надо покататься по льду мещерских озёр, используя уникальный шанс с наличием невысокого снежного покрова и успевшим намёрзнуть за январские морозы толстым льдом. Намеченную прогулку значительно облегчал новый автомобиль Фольксваген Сaddy, стоящий под окнами. Машинка, правда, не моя – принадлежит фирме, где я работаю водителем, но зато понедельник – мой законный выходной. На коробке передач, под капотом, есть неопломбированный штекер электронного спидометра – проблема свободного передвижения решается его снятием. Бензин с карточки ТНК. Поехали!
Сборы были недолгими, и в 7 часов утра я отправился в путь с родной Рязанки. Дорога в область свободная – все едут в Москву, но особо не разгонишься – ночью снега ещё навалило.
По пути заехал в Егорьевск, свернув с основной трассы, захотелось понастальгировать, вспомнить 90-е годы. Советская улица сохранила своё очарование и свой главный торговый статус, обновились фасады старинных домов. Прошёлся по знакомым магазинам, прикупил местных «деликатесов» и снова возвратился на касимовское шоссе.
Так, неспеша, и доехал до озера Святого к 11 часам утра. Основной целью поездки было урочище Ялмонть, где я намеревался оставить машину и совершить лыжную прогулку по окрестностям. Свернув налево на песчаный просёлок, ведущий в Дрошино, был неприятно удивлён его разбитостью – постарались лесовозные тягачи, а выпавший снег коварно скрывал наиболее опасные ямки и колдобины. И хоть клиренс у Кэдди достаточно высокий, решил не рисковать и через полтора километра осторожного передвижения по грунтовке свернул к берегу озера, не доехав до Ялмонти около трёх километров.
Вот и знакомая полянка, летом здесь постоянно живут туристы. От них остался стол из сосновых жердей со скамейками по обеим сторонам и присыпанный снегом мусор в виде консервных банок и пластиковых бутылок. Глубина снежного покрова всего десять – пятнадцать сантиметров, намело только на спуске к воде, но издалека кажется, что снега гораздо больше.
Было очень большое желание погонять на машине по льду, но боязнь промоин и страх за машину остановили меня, поэтому оставил авто в укрытии береговых зарослей, а сам впервые за семь лет надел беговые лыжи и с невысокой горочки скатился на лёд озера Святого.
Красота! Условия для лыжного забега оказались самыми благоприятными. На льду снега было не выше десяти сантиметров и лыжи уверенно катили по такому покрову, несмотря на забытые мной навыки передвижения. Идеально ровная поверхность и хорошо заточенные наконечники лыжных палок способствовали высокой скорости, и уже через пару минут я был на середине озера.
На зеркале водоёма ни души, только вдали маячат дома деревень Евлево, Филисово и Ефремово. И … о чудо! Оглянувшись назад, я увидел вершину колокольни ялмонтской церкви. Не раз плавал я здесь на моторке и прочих плавсредствах, но никогда не мог представить, что с этой точки можно увидеть заброшенный храм. Всё дело в том, что в лодке сидишь очень низко, а на лыжах я был в полный рост – оттого и увеличился кругозор.
Повернув на северо-восток, прямо по середине озера я направился к урочищу. В воскресенье по озеру кто-то активно катался на снегоходе и ещё каком-то трёхколёсном транспортном средстве, встав на присыпанный за ночь снежком след от гусеницы, я развил приличную скорость и вскоре уже поворачивал в протоку, ведущую к мысу с церковью. Тут я немного испугался, подумав, что на течении может быть тонкий лёд, но увидел слабо замёрзшие лунки, оставленные воскресными рыбаками, и замерил толщину льда с помощью лыжной палки – она оказалась около 40-50 сантиметров. На такой лёд можно смело выезжать даже на КАМАЗе.
Впрочем, даже тонуть на Великих озёрах не страшно – наибольшая глубина здесь не превышает полутора метров, в любом месте озера Святого я доставал до дна веслом.
Вот и церковь, ещё более торжественная зимой…
Полюбовался знакомыми фресками, зажёг огарки свечей перед иконами, найдя здесь же сухие спички, и снова вернулся на гладкий лёд.
Новая цель – база отдыха в Погостище. Уже за пять километров виден передвигающийся там трактор, солнце, хотя и за небольшой облачностью, но никакой дымки нет – горизонт чист. Слева живая панорама пышлицких сёл с новыми коттеджами на берегах, справа сухая осока с камышами и лес за ними. Всё видно как на ладони.
Наслаждаюсь безмолвием и безлюдьем, к базе решил не приближаться, а свернул ближе к восточному берегу озера Дубовое. Начала чувствоваться усталость, надо возвращаться к машине. Через Подсвятье по узкой протоке возвращаюсь к Ялмонти, на берегу старушка в «старомодном ветхом шушуне» долго смотрит мне вслед.
Темп передвижения падает из-за усталости, но впереди, на последних четырёх километрах, меня ждёт собственная укатанная лыжня, поэтому духом не падаю.
Вот и моя машинка – цела, никто даже рядом не появлялся. Завожу мотор, греюсь в просторном салоне и обедаю. В три часа дня последняя пробежка к мосту через Пру возле Евлево и назад, надо возвращаться в Москву.
Снимаю очень удобные ботинки Фишер ХС-спорт, они ничуть не промокли, несмотря на постоянное попадание снега на шнурки. Даже носки менять не пришлось. Лыжи Саломон Эскейп прогулочного класса с насечками тоже прекрасно показали себя – катят не хуже гоночных. Я приверженец классического хода, но и любители конькового могли бы получить в тот день нимало удовольствия – условия для катания были самые, что, ни наесть, комфортные!
Общий пробег на лыжах, измеренный с помощью Викимапии, составил около восемнадцати километров.
В пять часов вечера выезжаю на шоссе, а в восемь я уже дома.
Прекрасный день завершился.